Реформа словацкой системы образования потребовала повышения качества профессиональ-
ной деятельности учителя, в том числе через соблюдение требований к его компетентнос-
ти. Группой ученых Университета Константина Философа в Нитре (Словакия) осуществлён
исследовательский проект «Оценка компетенций учителя», посвященный разработке ком-
плексной модели оценивания и необходимых для этого инструментов. Результатом стали
специальные средства оценивания: оценочные листы для экспертов, листы самооценки для
учителей и инструмент корреляции оценки экспертов и учителей. В процессе разработки оце-
ночных средств были приняты во внимание специальная направленность каждой професси-
ональной компетенции и требования к содержанию и эффективности работы учителя. Эф-
фективность разработанных инструментов определялась с помощью панельных дискуссий,
пилотных исследований и личных интервью. Были проведены апробация оценочных средств
в начальных и средних школах Словакии, анализ и оценка результатов исследования. По-
лученные данные использованы для корректировки финальной версии оценочных средств,
которые будут предложены руководителям словацких школ для практического применения.
Один из аспектов работы посвящен компетенции планирования обучения. В рамках иссле-
довательского проекта авторы сосредоточили внимание на определении и анализе компо-
нентов данной компетенции, самый важный из которых – способность создавать модель
(план/сценарий) урока, успех которого зависит от правильной постановки образовательных
целей и задач и способов их достижения. Эта компетенция проявляется также в способности
учителя вносить в содержание учебного плана те изменения, которые диктует современная
ситуация и которые ориентированы на наиболее эффективные методологические подходы.
Разработанные средства оценивания компетенций, связанных с планированием обучения,
были апробированы в пилотном проекте. В статье частично представлены результаты иссле-
дования, которые подтвердили актуальность и целесообразность предложенной методики.
Требования к образованию и обучению в Республике Словакия разделяют общие подходы
к образованию граждан Европейского Союза. В то же время образование рассматривается в
качестве основы устойчивого развития общества, что может быть обеспечено как реформой
словацкой школьной системы, так и путем личностного, профессионального и карьерного
роста учителя.