В настоящей статье представлены результаты изучения взаимоотношений между мусуль-
манскими школьниками и учителями: с одной стороны, с учителями медресе (учреждений
дополнительного образования), а с другой – с учителями общеобразовательных школ. Иссле-
дование актуально в контексте пристального внимания британского общества к образова-
тельным организациям, в которых учатся школьники-мусульмане, и практики нормативного
регулирования их деятельности со стороны правительства.
Авторы рассматривают методику преподавания, принятую в двух школах, и ее влияние на
развитие учащихся. Британские мусульмане поднимают проблему сохранения их идентич-
ности. Существует общественная позиция, которая диктует разнообразие в культурной,
религиозной и образовательной сферах. Однако это мнение вызывает противоречивую по-
лемику, в центре которой – мусульманская молодежь, ведущая достаточно изолированную
жизнь.
Исследование проводилось в центральной части города. В работе приняли участие 22 под-
ростка, разделенных на две группы: нынешние и бывшие ученики медресе в возрасте от 11 до
19 лет. Феноменологический анализ данных показал, что за последние десять лет отношение
школьников-мусульман к их учителям в медресе и общеобразовательной школе изменилось:
у бывших учеников медресе были более тесные отношения с педагогами основной школы.
Этот факт объясняется тем, что преподаватели медресе раньше требовали в основном меха-
нического запоминания, а студенты отмечали их чрезмерную строгость и отсутствие взаимо-
действия на занятиях. Нынешние ученики, напротив, считают, что учителя медресе «веселые
и добрые», они «развивают личность учеников», рассматривая их как ценный капитал, высту-
пают воспитателями нравственности, формируя качества хорошего человека.
Авторы настоящего эмпирического исследования проанализировали мнения британских
школьников-мусульман об их иностранных учителях и имамах, получивших образование в
Великобритании, о связи ислама с жизнью в этой стране, о деятельности онлайн-наставни-
ков, прошедших педагогическую подготовку внутри страны. В результате было определено,
что общеобразовательная школа и медресе не должны исключать друг друга: их взаимодейс-
твие в сфере подготовки учителей и разработки учебных планов поможет мусульманской мо-
лодежи в плюралистической Великобритании. Данная работа предоставляет молодым бри-
танским мусульманам платформу, на которой они могут делиться опытом и давать полезные
рекомендации руководителям и учителям как медресе, так и общеобразовательных школ.