Социальная реабилитация несовершеннолетних преступников играет важную роль в под-
держании общественной безопасности. Она требует особой осторожности и бережного
отношения к еще не сформировавшейся личности ребенка. В данной статье обобщен опыт
российской системы реабилитации несовершеннолетних правонарушителей. Подчерки-
вается, что система носит закрытый и стандартизированный характер, что ограничивает
возможности применения новых технологий в работе с девиантными и делинквентными
детьми. Цель данного исследования заключалась в разработке оптимальных социальных
технологий, сочетающих классические и инновационные методы реабилитации несовершен-
нолетних преступников и учитывающие специфику учреждений закрытого типа. Основной
исследовательский вопрос заключался в том, какие новые теоретические разработки эф-
фективны в ригидных и негибких условиях этих закрытых учреждений? Дадут ли они ус-
тойчивые положительные результаты или само пространство блокирует их? Проведенный
нашим исследовательским коллективом педагогический эксперимент является уникальной
попыткой выйти за рамки традиционных форм. Он имеет классическую схему, состоящую из
трех последовательных этапов: диагностический, организационный и оценочный. Новизна
определяется разработкой и внедрением инновационной технологии по вовлечению несо-
вершеннолетних преступников в добровольческую деятельность по следующим направле-
ниям: экологическое (развитие экологического сознания, высадка деревьев и растений, уход
за бездомными животными и др.), гражданско-патриотическое (оформление выставок по
результатам поисковых операций, уход за мемориалами, организация праздничных концер-
тов в для ветеранов), культурно-досуговое (проведение концертов, театральных постановок,
праздников для социально-незащищенных категорий граждан). Волонтерство способствует
восстановлению разрушенных социальных связей через осознание себя полезным членом об-
щества. Использование методов, опирающихся на познавательную активность, творчество и
креативность детей, активное привлечение родителей к процессу реабилитации, позволило
добиться впечатляющих результатов в обучении, межличностном взаимодействии, а главное
– в самоощущении и самопрезентации детей, на которых общество традиционно привыкло
ставить «крест».