Главным показателем достижения первой ступени в академической карьере является при-
суждение степени кандидата наук, которое исходит из оценки научно-исследовательского
уровня соискателя. Наше исследование позволило создать психологическую модель субъекта
научно-исследовательской деятельности и выделить конкретные психологические характе-
ристики, обуславливающие формирование личности начинающего ученого. До этого описы-
вались требования и предпосылки личности, позволяющие считать ее субъектом научно-ис-
следовательской деятельности, но психологические детерминанты не определялись никогда.
Характер требований относился к общим психическим процессам, возможностям и качествам
личности, внутренняя конкретная обусловленность их проявления не раскрывалась. Отправ-
ка к профессионально ориентированной периодизации Е.А. Климова позволила нам выде-
лить две фазы освоения научно-исследовательской деятельности: «фаза интернальности –
приобретение профессионального опыта» – обучение в аспирантуре и «фаза мастерства –
квалифицированное выполнение трудовой деятельности» – выполнение требований ГОСТа
и защита кандидатской диссертации. Поиск психологических детерминант, как «внутреннего
условия» определяющего переход от фазы к фазе происходил с опорой на теоретико-методо-
логические подходы отечественной психологии: Е.А. Климова, Н.М. Пейсахова, Я.А. Поно-
марева, С.Л. Рубинштейна.
Данные положения позволили определить блок психодиагностических инструментов: валид-
ные и надежные опросники, а также методы статистической обработки данных соответству-
ющих высокому уровню достоверности: р≤0.001*** и р≤0.01**.
Психологическими детерминантами достижения первой ступени в академической карьере в
системе вузовского образования были определены показатели (при N (0.1), согласно t-крите-
рию): «критерии оценки» (4.56 (-3.428 р≤0.001***)), «планирование» (4.24 (-2.818 р≤0.01**)),
«самоценность» (10.32 (-2.695 р≤0.01**)).