Увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в различ-
ных институциональных условиях, определяет необходимость анализа образовательных про-
грамм подготовки учителей-дефектологов с позиции их актуальности и востребованности.
Традиционные профили, составляющие основу отечественной системы профессионального
образования в области специальной психологии и коррекционной педагогики (логопедия,
олигофренопедагогика, сурдопедагогика и другие), не могут в полной мере удовлетворить
запросы общества в обеспечении психолого-педагогического сопровождения всех категорий
обучающихся с нарушениями психического и физического здоровья.
В процессе изучения образовательных программ по направлению «Специальное (дефектоло-
гическое) образование» уровня бакалавриата и магистратуры, представленных в организаци-
ях высшего образования, находящихся в подчинении Министерства просвещения Россий-
ской Федерации, авторами выделены общие тенденции подготовки учителей-дефектологов;
выявлены категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, образование и психо-
лого-педагогическое сопровождение которых не обеспечено профессиональными кадрами;
определены факторы, влияющие на появление новых образовательных программ, их обо-
снованность, значение для развития системы коррекционно-педагогической помощи лицам
с особыми образовательными потребностями.