Вандализм в городской среде – распространенное явление. Однако проблема его оценки
имеет некоторые сложности. Редко анализируется масштаб урона, наносимого вандальны-
ми действиями, и как самому феномену вандального поведения, так и выявлению его при-
чин посвящено небольшое число научных работ. Влияние семьи на развитие девиантного
поведения указывается многими исследователями, однако в контексте вандализма вопрос
семейной детерминации остается открытым. С этим и связана проблема представленного
исследования: нам представляется перспективным изучение стиля воспитания родителей
и его значения для формирования у подростка готовности к вандальному поведению. Роль
семьи в формировании деструктивной формы взаимодействия с предметной средой поз-
воляет определить группу подростков, готовых к совершению вандальных актов. В работе
предпринимается попытка соотнести детско-родительские отношения с мотивационной го-
товностью подростков к совершению актов вандализма. Для этого были собраны данные у
60 респондентов подросткового возраста и их родителей из полных и неполных семей, со-
циально благополучных и социально неблагополучных. Использовались следующие психо-
диагностические методики: опросник «Мотивы вандального поведения», опросник «Анализ
семейных взаимоотношений», опросник «Подростки о родителях». Обработка полученных
результатов осуществлялась посредством дескриптивной статистики, MANOVA и линейно-
го регрессионного анализа. Обнаружено, что стиль воспитания играет определяющую роль
в инициировании вандального поведения, при этом воспитательное воздействие матери и
отца различается.
Полученные результаты целесообразно использовать при организации социального сопро-
вождения детей из социально неблагополучных семей с целью профилактики вандального
поведения.