Проблема оценки коммуникативной компетентности будущих врачей на всех этапах обу-
чения в медицинском вузе является одной из самых актуальных в теории и практике ме-
дицинского образования России. В статье раскрыты основные принципы построения мето-
дики комплексной оценки коммуникативных навыков студентов и ординаторов на основе
многосторонней оценки. Определены базовые (универсальные) техники общения для вра-
ча – активное слушание, задавание вопросов, объяснение, консультирование и мотивирова-
ние пациентов, которые включают в себя целый ряд коммуникативных навыков, необходи-
мых врачу.
В работе изучены и проанализированы самооценка (n=132) и экспертные оценки (n=100)
коммуникативной компетентности у ординаторов, а также субъективное восприятие орди-
наторами полученных данных. Результаты самооценки и экспертной оценки коммуникатив-
ной компетентности показали, что самооценка по всем техникам общения, составляющим
ядро коммуникативной компетентности, статистически значимо ниже, чем оценка экспертов
(p < 0,001). Показано, что метод многосторонней оценки обеспечивает развитие рефлексив-
ности и мотивации ординаторов на совершенствование коммуникативных навыков.