Роль учителя в социализации детей младшего школьного возраста уступает по степени важ-
ности только влиянию родителей. Именно социальная роль педагога определяет индиви-
дуальный рост учащихся и формирует процесс развития общества в целом. Постоянно со-
вершенствующийся, компетентный педагог является ключевой фигурой в образовательном
процессе. Под влиянием перемен в современной жизни, развития технологий и других со-
циальных подвижек роль учителя в системе образования претерпевает большие изменения,
сохраняя вместе с тем свою важность в деле образования и воспитания. Учитель остается
моделью поведения – примером для своих учеников. Эта модель меняется в соответствии с
социальным контекстом, что обуславливает многоаспектность и сложность создания новой
модели учителя – теоретической модели, модели в понимании учащихся и модели, осознава-
емой самими учителями. В данной статье рассматриваются все эти аспекты.
Существует три формы обучения по модели: идентификация, имитация и ролевое обучение.
Учитель является моделью, которая имеет большое значение для процессов формирования
социальной идентичности и личности ребенка.
Чтобы рассмотреть роль учителя и подчеркнуть важность модели учителя, мы провели опрос
в начальных школах Белграда. 253 школьника (в возрасте 13-15 лет) и 13 педагогов приняли
участие в опросе, показав широкий спектр позиций в оценке деятельности учителя. Мы при-
шли к выводу, что учащиеся уделяют больше внимания предмету, если им нравится препо-
даватель; что личные качества учителя и его компетенции очень важны для учащихся – они
определяют качество процесса обучения. Учитель – это не только субъект, занимающийся
передачей знаний, но еще и важная модель поведения и обучения.