Актуальность исследования данной проблемы обусловлена интеграционными процессами
в сфере высшего образования и нарастающими потоками мобильности студентов. Цель ис-
следования заключается в изучении нормативно-правовой базы академической мобильности
в Германии и выявлении механизмов обеспечения академической мобильности студентов в
Германии как мирового образовательного и инновационного центра. Ведущими подходами к
исследованию проблемы являются: аксиологический подход, который позволил рассмотреть
академическую мобильность как общественно и личностно значимую ценность, а также сис-
темный подход, при помощи которого рассматривался комплекс механизмов обеспечения
академической мобильности студентов в Германии. В статье раскрыта нормативно-правовая
база академической мобильности студентов на трех уровнях – федеральном, региональном
и институциональном, а также механизмы поддержки академической мобильности студен-
тов в Германии на федеральном уровне и уровне вуза. Федеральный уровень представлен
Основным Законом, Законом о высшем образовании и Федеральным законом о содействии
образованию, а также Стратегией Интернационализации Науки и Исследований Германии.
Второй уровень обеспечения мобильности (региональный) – это деятельность Конференции
министров образования и культуры земель, Конференции Ректоров Германии, Федераль-
ной земельной комиссии по планированию образования и развитию исследований, а также
Совета по науке. Третий (вузовский) уровень представлен на примере одного из ведущих
вузов Германии – Мюнхенского Технического Университета. Представленные в статье мате-
риалы могут вызвать интерес у исследователей, занимающихся проблемами высшей школы,
сравнительной и зарубежной педагогики, а также интеграционными процессами в сфере вы-
сшего образования. Результаты исследования могут быть использованы специалистами для
разработки учебных курсов по следующим дисциплинам: педагогика, зарубежная педагогика,
сравнительная педагогика, а также на курсах повышения квалификации преподавателей и
работников вуза. Также практическую значимость для российских вузов имеют рекоменда-
ции по использованию опыта развития академической мобильности в Германии.