Статья посвящена теме, актуальность которой обусловлена имеющим место противоречи-
ем в системе педагогического образования: между объективной востребованностью иссле-
довательски-ориентированного обучения как средства формирования исследовательской
компетенции у выпускников педагогической магистратуры, с одной стороны, и их недоста-
точной готовностью к проектированию и реализации исследовательски-ориентированного
обучения в силу неразработанности в дидактике целей, принципов, форм, методов и средств
проектирования такого обучения.
Цель исследования: разработать и обосновать методологию исследовательски-ориентиро-
ванного обучения в системе педагогического образования.
Гипотеза исследования: эффективность исследовательски-ориентированного обучения по-
высится, если процесс его проектирования и реализации будет опираться на систему знаний
о методологии обучения и сущностных признаках исследовательски-ориентированного обу-
чения.
Задачи исследования: 1) выявить сущность и содержание понятия «методология обучения»;
2) раскрыть основные характеристики исследовательски-ориентированного обучения в
системе педагогического образования; 3) опытно-экспериментальным путем апробировать
методологию исследовательски-ориентированного обучения магистрантов по направлению
подготовки Педагогическое образование.
Методы исследования: теоретические (анализ научно-педагогической литературы по про-
блеме, обобщение, перенос, абстрагирование, моделирование), эмпирические (тестирование,
педагогический эксперимент); методы математической обработки эмпирических данных.
В работе показано, что исследовательски-ориентированное обучение в современной систе-
ме педагогического образования формируется как самостоятельная дидактическая система,
выросшая на основе теории проблемного обучения и направленная на формирование ис-
следовательской компетентности обучающихся. Методология исследовательски-ориенти-
рованного обучения в системе педагогического образования – это учение об организации
исследовательской деятельности обучающихся, включающее систему знаний о ее логической
(особенности, формы, методы, средства) и временной (фазы, стадии, этапы) структуре. Ре-
ализация исследовательски-ориентированного обучения в соответствии с предлагаемой в
исследовании методологией способствует эффективному развитию исследовательской ком-
петентности магистрантов по направлению Педагогическое образование. Раскрыто влияние
групповых, парных и индивидуальных форм организации исследовательски-ориентирован-
ного обучения на эффективность формирования исследовательской компетентности обуча-
ющихся.
Результаты исследования могут быть использованы научными работниками в области пе-
дагогики, преподавателями высшей школы, для совершенствования процесса развития ис-
следовательской компетентности студентов, а также учителями общеобразовательных школ.