Новые квалификационные требования, предъявляемые молодому учителю, нередко вызыва-
ют у него проблемы. Несмотря на полученный в вузе педагогический опыт (в соответствии с
принципом закрепления теории практикой), выпускникам в Швейцарии требуется дальней-
шая профессионализация. Как гласит Транзакционная теория стресса Лазаруса, профессио-
нальные требования различны для каждого индивидуума. Задачи педагогического развития
могут быть схожими, но их понимание каждым педагогом и пути их решения существенно
различаются. Индивидуальные ресурсы педагога (знания, убеждения, мотивация, цели, со-
стояние здоровья, эмоции) существенно влияют на то, как учитель воспринимает педагоги-
ческие требования. Программы профессиональной адаптации для молодых педагогов долж-
ны быть построены в соответствии с индивидуальными потребностями каждого учителя
– это обеспечит гибкость программы в различных дидактических условиях.
Цель данной работы – изучить, как педагоги оценивают профессиональные требования,
предъявляемые к ним. Нами было сформулировано несколько исследовательских вопросов:
какие из профессиональных требований учителя считают наиболее сложными? чувствуют ли
учителя себя достаточно компетентными, чтобы им соответствовать? релевантны ли эти тре-
бования кругу обязанностей учителя? Мы определили и проанализировали различные типы
профессиональных затруднений на основе того, как учителя их воспринимают.
Полученные результаты показывают: новые квалификационные требования проблематич-
ны для молодых учителей, и необходимо создавать специальные условия, способствующие
дальнейшей профессионализации начинающего педагога. Программы адаптации с разными
уровнями сложности запускаются при необходимости и с учетом индивидуальных потреб-
ностей педагога. Важно, чтобы адаптация не ограничивалась процессом освоения професси-
ональных требований, а включала также поиск стратегий их достижения.