Проблема исследования. Современное образование должно адаптироваться к требованиям времени и использовать преимущества цифровой эволюции. Одним из важнейших направ- лений реализации этого принципа является последовательное развитие цифровых компетен- ций будущих учителей. Многие преподаватели-исследователи, работающие в вузах России, посвящают свои исследования конкретным практикам использования цифровых технологий в преподавании иностранных языков (ИЯ). Существенно меньше тех, кто занимается их сис- тематизацией и обоснованием педагогических подходов их реализации.
Цель исследования заключается в разработке педагогических стратегий для формирования цифровых компетенций у обучающихся на основе комплексного подхода и с учетом научных результатов и достижений в этой области.
Методы исследования. Исследование опирается на статистические данные, полученные в результате онлайн опроса преподавателей педагогических вузов, учителей школ, учащихся. В ходе индивидуальных собеседований была получена дополнительная информация и кон- кретизированы мнения преподавателей. Было опрошено около 100 преподавателей и 120 сту- дентов вузов Центральной России. Анализ полученных результатов позволил понять, как организовано цифровое пространство преподавателей ИЯ, каким аспектам они уделяют больше времени, работая в Интернете; выявлены причины, ограничивающие использование цифровых технологий на занятиях, личное мнение участников опроса об уровне их циф- ровых навыков и др. Анализ ответов учащихся обнаружил их отношение к использованию цифровых технологий в изучении ИЯ, способы их работы с цифровыми носителями на за- нятиях, алгоритмы поиска информации и т. д. Результаты исследования. С учётом полу- ченных данных, а также на основе последних научных достижений для проведения занятий по иностранному языку был разработан комплекс педагогических стратегий, которые могут быть использованы для формирования цифровых компетенций учащихся и при составлении учебных программ и учебно-методических комплексов. Обсуждение. При условии грамот- ного педагогического сопровождения информационные технологии позволят сформировать цифровую компетенцию будущих учителей в соответствии с запросами современного обще- ства, что повысит эффективность преподавания и изучения иностранных языков в цифро- вую эпоху и будет способствовать личностному росту учащихся.