Для проектирования эффективной модели центра превосходства необходимо учитывать, что в них важ-ную роль играют внешние источники (связи с источниками компетенций), взаимодействие внутри биз-нес-единицы, эффективность деятельности центра (прибыльность и конкурентоспособность, инноваци-онность, трансферт знаний) и инвестиции материнской компании. В статье актуализируется проблема соотношения науки и образования в них. Доказывается, что образование в центрах должно иметь стра-тегический характер (от дошкольного звена до высшего): опережающее обучение и обучение на высо-ком уровне трудностей (при одновременном создании психолого-педагогических условий личностного роста учащихся) позволяет выпускникам школ побеждать на всероссийских олимпиадах, организуемых рейтинговыми вузами и, соответственно, поступать в эти вузы вне конкурса. Поэтому современные ли-цеи для одаренных могут быть средоточием вовсе не одаренных: в них в подавляющем большинстве оказываются более или менее способные ученики. А станут ли они одаренными, зависит от многих причин, в том числе и причин, связанных с подготовкой для них специальных педагогических кадров. Тем более что повседневная практика показывает, что одаренными становятся часто не благодаря, а во-преки тому образованию, которое рассматривается как профильное или углубленное (только для ода-ренных).
Cоздание центров превосходства как инновационных структур науки и образования университета должно включать: разработку и обоснование собственой структуры развития, а затем уже поиск и обос-нование идеи новшества; создание новшества, готового для продажи; продвижение инноваций в эконо-мике и на рынке образовательных услуг. Особое значение при этом должны иметь механизмы и спосо-бы обоснования идей, экономической оценки инноваций, изучения рынка, оценки инновационных про-ектов, мотивации творчества и экономическое стимулирование инициативности персонала, управления целевыми программами, продвижения новшеств на рынок. Для руководящего персонала университетов приоритетным должно стать стратегическое проблемно-ориентированное управление, которое направ-лено на выявление и ранжирование конкретных проблем, определение масштаба и направлений их воз-действия, возможных последствий и стратегии поведения в стандартных условиях.