• 16+
  • English
  • Русский
 Образование и Саморазвитие
  Menu
Skip to content
  • Главная
  • Текущий номер
  • Архив
  • Тематика
  • Pедакторы
    • Главный редактор
    • Редакционный совет
    • Редакционная коллегия
  • Этическая политика
  • Hовости
  • Рецензенты
  • Подать рукопись

Трансформация образовательных отношений в начальной школе в контексте цифровизации

  Загрузить PDF
  Цифровой идентификатор объекта (ЦИО): 10.26907/esd15.3.12
  Количество Объем: 15 | Номер выпуска: 3 | Страницы: 139 - 144
  Дата издания: Сентябрь 2020
  Ключевые слова: зона ближайшего развития, лиминальность, начальная шко- ла, образовательные отношения, родитель, тренинг, ученик, учитель, цифровая трансформация, цифровизация, цифровой след
  Автор(ы) - Алфавитный порядок: Дмитрий Д. Рубашкин, Ирина Н. Кондратьева, Людмила И. Заиченко, Наталья А. Заиченко
  B закладки

Актуальность темы изменения отношений между субъектами образовательного процесса на стадии цифровизации обусловлена ускорением социальных и технологических процессов, в которые вовлечены различные стейкхолдеры. «Цифра» становится универсальной плат- формой, на которой в единой информационной системе поддерживаются управленческие и педагогические инновационные решения.  Цифровизация рассматривается нами как качест- венно новая ступень полисубъектных отношений в условиях информатизации.
На стадии перехода к «цифре» в первую очередь следует обратить внимание на педагогиче- ские аспекты, оценить потенциальные приобретения и риски.
Настоящая статья посвящена одному из значимых проявлений цифровизации – изменению отношений в связке «учитель-ученик» при включении в учебный процесс начальной школы активных компьютерных практик. 
Тема раскрывается в статье на основе данных, собранных в рамках проекта «Учим учиться». Педагогический эксперимент начат в 2018 г., на настоящий момент в него включились свыше 2500 обучающихся из 46 школ разных регионов РФ. Технологической основой проекта явля- ется цифровая платформа, на которой поддержаны роли субъектов образовательных отно- шений. На платформе фиксируются учебные действия, после чего «цифровой след» каждого ребенка становится доступным взрослым: учителям и родителям, которые осуществляют пе- дагогическое сопровождение тренинга. 
Цель исследования – выявить и экспериментально проверить изменения в образовательных отношениях субъектов в условиях цифровизации в начальной школе.
Данные измерений рассматриваются в статье в контексте теории лиминальности, концепции «зон развития» Л. С. Выготского и в сравнении с исследованиями, проведенными в разных странах. Представлены трансформации модели отношений между учеником и учителем при использовании компьютерных технологий, а также аналитика больших данных. На основе собранной статистики показано, как компьютерный тренинг влияет на компенсацию дефи- цита умений и личностный рост ребенка, обеспечивая его продвижение в зону ближайшего развития.

След

  Постсоветская идентичность в педагогическом образовании: прошлое, настоящее, будущее
Развитие научно-исследовательских и творческих способностей в подготовке будущих педагогов  

Поиск по сайту

Информация о журнале

Издатель

Казанский федеральный университет
https://kpfu.ru/glavnaya

Адрес

г. Казань 420021
ул. М. Межлаука
д.1

   843 2213475
  samorazvitie@mail.ru

ISSN

1991-7740

Периодичность издания

Журнал издается ежеквартально

Импакт-фактор

Журнал только что был включен в БД Scopus. В данный момент мы подаем заявку на включение в БД Web of Science. В связи с этим журнал пока что не имеет импакт-фактора, но как только он появится, мы опубликуем его на сайте.
Импакт-фактор РИНЦ – 0,347

Свидетельство о регистрации средства массовой информации: ПИ № ФС 77-55321 (04.09.2013).
ISSN 1991-7740
Подписной индекс - 36625.
Информация о подписке размещена в каталоге "Роспечать"

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и ученой степени доктора наук (педагогика и психология).

Открытый доступ

Образование и Саморазвитие – открытый электронный журнал, который не взимает платы за публикацию. Журнал подписывает Будапештскую инициативу открытого доступа (The Budapest Open Access Initiative) и стремится обеспечить, чтобы все статьи, которые мы публикуем, были доступны бесплатно. Журнал публикуется за счет средств Казанского Федерального Университета.

Тематика журнала

Доступна здесь…

Ключевые слова

Учителя будущий учитель внутренняя мотивация воспитание высшее образование дистанционное образование дистанционное обучение дошкольный возраст идентичность инклюзивное образование иностранный язык качество качество образования компетентностный подход компетентность компетенции компетенция креативность критическое мышление личность модель мотивация непрерывное образование образование образовательный стандарт обучение оценка педагог педагогика педагогическое образование подготовка учителей профессиональное развитие профессиональные компетенции профориентация психологическая безопасность рефлексия самооценка саморазвитие смешанное обучение стратегия студенты учитель ценности цифровизация образования эмоциональный интеллект

Авторы статей

Агзам А. Валеев Айдар М. Калимуллин Александр Н. Веракса Алена Гашкова Альбина Р. Дроздикова-Зарипова Анастасия О. Лучинина Андреа Истенич Анна И. Ахметзянова Балвант Сингх Бранка Радулович Валерьян Ф. Габдулхаков Валерьян Фаритович Габдулхаков Венера Г. Закирова Вера К. Власова Вера Ю. Хотинец Виолета Розанда Владимир И. Горбунов Галина И. Симонова Гасангусейн И. Ибрагимов Дарья С. Медведева Динара К. Бисимбаева Евгения О. Шишова Зденка Гадушова Ильшат Р. Гафуров Инна И. Голованова Ирина А. Нигматуллина Ирина Д. Демакова Лера А. Камалова Лилия А. Латыпова Любовь А. Кочемасова Любовь Г. Пак Людмила В. Байбородова Муса Нуши Надежда А. Иванищева Надежда Ю. Костюнина Наталья Н. Калацкая Ник Рашби Оксана В. Кожевникова Ольга К. Евдокимова Ольга Ф. Шихова Роза А. Валеева Руслан Н. Хакимзянов Шамиль Ф. Шеймарданов Юлия О. Новгородова Юрий А. Шихов

Подписка на обновления

Подпишитесь, чтобы получать новости о E&SD

кликните сюда (откроется в новом окне)

© 2025 Образование и Саморазвитие | Все права защищены

Разработано Philip K Meadows по заказу на базе платформы WordPress