Актуальность исследуемой проблемы обусловлена изменением восприятия образовательных
ценностей современными педагогами в условиях трансформирующегося общества и новых
вызовов развития. Цель исследования состоит в выявлении особенностей социально-про-
фессиональных ценностей и ценностных ориентаций российских учителей с учетом их педа-
гогического стажа (на примере Республики Татарстан). Ведущими подходами к исследованию
данной проблемы являются аксиологический и компетентностный подходы. Они обеспечи-
вают целостность изучения в диалектическом единстве социальных, профессиональных и
личностных ценностей педагога. В статье представлены результаты сравнительного анализа
иерархии социально-профессиональных ценностей российских педагогов, имеющих различ-
ный педагогический стаж (от 0 до 5 лет, от 6 до 20 лет и свыше 20 лет); динамики проявления
их ценностных ориентаций в восприятии социального и познавательного смысла новых об-
разовательных функций; выявлены системообразующие ценности и ценностные ориентации
в инвариантных моделях системы ценностей педагогов с различным педагогическим стажем.
Полученные результаты исследования позволяют определить перспективные направления
подготовки и переподготовки высококвалифицированных учительских кадров с учётом зна-
чимости их социально-профессиональных ценностей и качеств.