Актуальность исследуемой проблемы обусловлена недостаточным объемом исследований,
посвященных потенциальным возможностям личностного развития дошкольника. Цель
статьи заключается в проверке экспериментальной программы по раннему музыкально-эс-
тетическому развитию личности дошкольника на основе интеграции искусств, с поэтапным
усложнением содержания программного репертуара у старших дошкольников. Нами было
выявлено, что у дошкольников обучающихся музыке с 3-4 летнего возраста в специализиро-
ванных центрах музыкально-эстетического образования, быстрее развиваются личностные
характеристики по сравнению с дошкольниками, обучающимися по традиционным програм-
мам в детских дошкольных учреждениях. В связи с этим был поставлен эксперимент, ко-
торый проводился в обычном дошкольном образовательном учреждении по разработанной
нами программе. Особенностью нашего подхода является опора на развитие музыкального
слуха. В частности, нами использовались основные его виды: ритмический, мелодический,
гармонический. Развитие музыкального слуха мы понимаем как развитие умения к тонкой
дифференцировке слуховых ощущений, повышение слуховой чувствительности. Так как до-
школьники не знают нотной грамоты, им предъявлялся звуковой вариант теста заключаю-
щийся в предъявлении на слух двух ритмов (мелодий, аккордов), которые в одном случае
полностью повторяются, а в другом различаются. Задача испытуемых определить различие
/ повтор предъявленных вариантов. Как нам представляется, эта способность положитель-
но сказывается на развитии эмоциональной, эстетической сферы дошкольника, повышении
уровня восприятия и понимания эмоциональных состояний других людей, воплощению эмо-
циональных состояний, погружению в глубину образов, развитию воображения. В данном
случае умение различать незначительные изменения в мелодиях, ритме, интервалах и аккор-
дах экстраполируется на другие возможности личности, такие как различать тонкие эмоцио-
нальные состояния людей, самим воплощать эмоциональные состояния, различать тонкость
образов художественных произведений, произведений живописи. Материалы статьи могут
быть полезны для работников детских дошкольных учреждений в работе с дошкольниками.