Статья посвящается происходящим изменениям в системе повышения квалификации учи-
телей в Болгарии и участию институтов неформального образования в этом процессе. Из-
менения связаны с повышением качества школьного образования и с новыми функциями и
ролями учителя 21-го века.
Цель автора представить основные проблемы, проявляющиеся при реализации новой моде-
ли повышения квалификации болгарских учителей в первый год применения реформы. Ана-
лизируются основные положения нормативной базы и обсуждаются проблемы, связанные,
прежде всего, с участием негосударственного сектора в реформе. В основе анализа мнения 44
учителей страны (на основании метода анкетирования) – из которых 14 являются студентами
мастерской программы «Образовательный менеджмент» Софийского университета им. Св.
Климента Охридского – Факультет педагогики.
Автор приходит к выводу, что независимо от проблем, одним из положительных результатов
реформы является то, что болгарские учителя целенаправлено стали думать о своих потреб-
ностях в дополнительных знаниях и умениях и связывать их с участием в будущих курсах по-
вышения квалификации и со своими планами профессионального и личностного развития.
В конце статьи дается рекомендация о проведении национального исследования результатов
и эффектов реализации новой модели повышения квалификации учителей в Болгарии и его
переосмысления, в том числе по отношению к увеличиванияю прибыли для учителей от по-
вышения квалификации – как моральной, так и материальной.