Проблема развития цифровых компетенций и цифровой грамотности в XXI веке является
одной из самых актуальных в теории и практике современного образования. Актуальность
вопроса подтверждается высокой востребованностью на рынке труда специалистов, владею-
щих цифровыми компетенциями. В статье систематизирована информация и представлены
тенденции публикационной активности авторов в области цифровой деятельности. Акцент
сделан на углубленное изучение тематики в сфере высшего образования. Обзорно-аналитиче-
ская работа проведена по данным научных баз Web of Science, Google Scholar, RSCI (eLibrary).
Основу анализа составили 120 наиболее цитируемых публикаций за период с 2000 по 2020
годы, в статье представлен итоговый обзор по 55 из них. В работе содержится авторское визу-
ально-графическое представление результатов. В частности, применяемые в научном обихо-
де понятия, связанные с цифровой деятельностью, представлены в виде пирамиды: от базо-
вого понятия «цифровые навыки» до наиболее широкого понятия «цифровая грамотность».
«Облако слов» отражает наиболее часто употребляемые в научных трудах слова о деятельнос-
ти человека в цифровой сфере. Автором представлена графическая визуализация факторов,
влияющих на формирование и развитие цифровой грамотности и цифровых компетенций
студентов университета. Полученные результаты могут быть интересны исследователям,
преподавателям, руководству университетов при реализации образовательных программ.