Психологическое благополучие, как известно, является важной частью человеческой жизни.
В настоящее время во многих исследованиях выявлена неоспоримая значимость психологи-
ческого благополучия для продуктивной работы и самоэффективности педагогов. Однако
намного меньше известно о том, как профессиональные и личностные особенности педаго-
гов влияют на уровень их психологического благополучия.
С целью выявления профессионально-личностных детерминант психологического благопо-
лучия педагогов были определены мотивы профессиональной деятельности, направленность,
стиль мышления, уровень терминологической компетентности и рефлексии у 224 педагогов
образовательных организаций г. Северодвинска Архангельской области. Уровень психологи-
ческого благополучия определялся с помощью методики «Шкалы психологического благопо-
лучия» К. Рифф (адаптация Н.Н. Лепешинского).
Выявлено, что большинство педагогов имеют средний уровень психологического благополу-
чия. Установлена ведущая роль профессиональной мотивации в ощущении педагогом пси-
хологического благополучия: наличие внутренних мотивов (познавательный мотив, мотив
активности, мотив самореализации) повышает уровень, внешних (мотивы взаимодействия
и признания) – снижает. Определены различия в выраженности профессионально-личност-
ных качеств педагогов с разным уровнем психологического благополучия: для педагогов
с низким уровнем выше выражено стремление к положительным отношениям в коллективе,
позитивным внешним оценкам. Для педагогов с высоким уровнем – наиболее значимым яв-
ляется возможность профессионального развития.