• 16+
  • English
  • Русский
 Образование и Саморазвитие
  Menu
Skip to content
  • Главная
  • Текущий номер
  • Архив
  • Тематика
  • Pедакторы
    • Главный редактор
    • Редакционный совет
    • Редакционная коллегия
  • Этическая политика
  • Hовости
  • Рецензенты
  • Подать рукопись

Профессиональное самоопределение старшеклассников: социальные факторы и личные мотивы

  Загрузить PDF
  Цифровой идентификатор объекта (ЦИО): 10.26907/esd.16.4.10
  Количество Объем: 16 | Номер выпуска: 4 | Страницы: 120 - 135
  Дата издания: Декабрь 2021
  Ключевые слова: образовательная стратегия, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, социально-экономические условия региона, факторы выбора профессии
  Автор(ы) - Алфавитный порядок: Инна В. Захарова
  B закладки

В условиях негативных демографических тенденций и старения трудовых ресурсов в боль-
шинстве регионов России актуально сдерживание в них учебной миграции. Поэтому изуче-
ние механизмов профессионального самоопределения школьников выходит из круга педа-
гогических задач в область задач государственного управления и региональной экономики.
Психологические механизмы выбора карьеры и построения образовательной стратегии
достаточно широко изучались в течение ХХ века, однако малоизученным остаётся вопрос
о влиянии социальных условий конкретного региона на профессиональное самоопределе-
ние молодёжи. Решение проблем профессионального самоопределения школьников требу-
ет синтеза личностно-ориентированного и социально-ориентированного педагогических
подходов.
Цель данной статьи – анализ условий и закономерностей профессионального самоопределе-
ния старшеклассников, возможностей влияния на их образовательную стратегию со стороны
региональных университетов.
Предмет исследования – факторы, обуславливающие профессиональное самоопределение
выпускников школ.
Гипотеза: при педагогическом сопровождении профессионального самоопределения школь-
ников требуется учитывать как их личностные особенности и индивидуальные мотивы выбо-
ра профессии, так и социально-экономические факторы региона их проживания, обуславли-
вающие профессиональные планы, образовательную стратегию, выбор вуза.
Основой исследования стали методы сравнительного анализа, классификации, обобщения,
междисциплинарный обзор литературы и данных социально-экономической статистики, ме-
тод социологического опроса, метод экспертных оценок.
Основные результаты заключаются в описании моделей профессионального самоопределе-
ния старшеклассников на основе их информированности, ценностей, оценки самоэффек-
тивности, в обосновании принципов профориентационной работы со школьниками. Опрос
учащихся 11 класса Ульяновской области 2018-2019 гг. (N = 2075) показал отсутствие про-
фессиональных планов у значительной части выпускников, их неосведомлённость о реги-
ональных вузах и вузах других городов. В ходе исследования выявлены профессиональные
интересы старшеклассников и их планы учебной миграции из региона. Обосновано, что вы-
бор карьеры и построение образовательной стратегии старшеклассниками обусловлены и их
интересами, и желательным уровнем жизни по окончании обучения. Установлено, что каче-
ство обучения в вузе не является для потенциальных абитуриентов определяющим фактором
выбора вуза. Организации профессионального образования, как акторы регионального обра-
зовательного пространства, могут оказывать большее влияние на процессы профессиональ-
ного самоопределения старшеклассников.
Полученные результаты свидетельствуют о значимости социально-экономических условий
региона для профессионального самоопределения старшеклассников, построения ими обра-
зовательной стратегии и для выбора ими вуза. Исследование подтвердило, что профессио-
нальное самоопределение старшеклассников происходит в соответствии с принципами со-
циально-когнитивной теории карьеры.

След

  Интегрированный потенциал металингвистической компетентности студентов инженерных вузов
Поведение абитуриентов при поступлении в московские вузы: анализ причин и разработка рекомендаций  

Поиск по сайту

Информация о журнале

Издатель

Казанский федеральный университет
https://kpfu.ru/glavnaya

Адрес

г. Казань 420021
ул. М. Межлаука
д.1

   843 2213475
  samorazvitie@mail.ru

ISSN

1991-7740

Периодичность издания

Журнал издается ежеквартально

Импакт-фактор

Журнал только что был включен в БД Scopus. В данный момент мы подаем заявку на включение в БД Web of Science. В связи с этим журнал пока что не имеет импакт-фактора, но как только он появится, мы опубликуем его на сайте.
Импакт-фактор РИНЦ – 0,347

Свидетельство о регистрации средства массовой информации: ПИ № ФС 77-55321 (04.09.2013).
ISSN 1991-7740
Подписной индекс - 36625.
Информация о подписке размещена в каталоге "Роспечать"

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и ученой степени доктора наук (педагогика и психология).

Открытый доступ

Образование и Саморазвитие – открытый электронный журнал, который не взимает платы за публикацию. Журнал подписывает Будапештскую инициативу открытого доступа (The Budapest Open Access Initiative) и стремится обеспечить, чтобы все статьи, которые мы публикуем, были доступны бесплатно. Журнал публикуется за счет средств Казанского Федерального Университета.

Тематика журнала

Доступна здесь…

Ключевые слова

Учителя будущий учитель внутренняя мотивация воспитание высшее образование дистанционное образование дистанционное обучение дошкольный возраст идентичность инклюзивное образование иностранный язык качество качество образования компетентностный подход компетентность компетенции компетенция креативность критическое мышление личность модель мотивация непрерывное образование образование образовательный стандарт обучение оценка педагог педагогика педагогическое образование подготовка учителей профессиональное развитие профессиональные компетенции профориентация психологическая безопасность рефлексия самооценка саморазвитие смешанное обучение стратегия студенты учитель ценности цифровизация образования эмоциональный интеллект

Авторы статей

Агзам А. Валеев Айдар М. Калимуллин Александр Н. Веракса Алена Гашкова Альбина Р. Дроздикова-Зарипова Анастасия О. Лучинина Андреа Истенич Анна И. Ахметзянова Балвант Сингх Бранка Радулович Валерьян Ф. Габдулхаков Валерьян Фаритович Габдулхаков Венера Г. Закирова Вера К. Власова Вера Ю. Хотинец Виолета Розанда Владимир И. Горбунов Галина И. Симонова Гасангусейн И. Ибрагимов Дарья С. Медведева Динара К. Бисимбаева Евгения О. Шишова Зденка Гадушова Ильшат Р. Гафуров Инна И. Голованова Ирина А. Нигматуллина Ирина Д. Демакова Лера А. Камалова Лилия А. Латыпова Любовь А. Кочемасова Любовь Г. Пак Людмила В. Байбородова Муса Нуши Надежда А. Иванищева Надежда Ю. Костюнина Наталья Н. Калацкая Ник Рашби Оксана В. Кожевникова Ольга К. Евдокимова Ольга Ф. Шихова Роза А. Валеева Руслан Н. Хакимзянов Шамиль Ф. Шеймарданов Юлия О. Новгородова Юрий А. Шихов

Подписка на обновления

Подпишитесь, чтобы получать новости о E&SD

кликните сюда (откроется в новом окне)

© 2025 Образование и Саморазвитие | Все права защищены

Разработано Philip K Meadows по заказу на базе платформы WordPress