В условиях негативных демографических тенденций и старения трудовых ресурсов в боль-
шинстве регионов России актуально сдерживание в них учебной миграции. Поэтому изуче-
ние механизмов профессионального самоопределения школьников выходит из круга педа-
гогических задач в область задач государственного управления и региональной экономики.
Психологические механизмы выбора карьеры и построения образовательной стратегии
достаточно широко изучались в течение ХХ века, однако малоизученным остаётся вопрос
о влиянии социальных условий конкретного региона на профессиональное самоопределе-
ние молодёжи. Решение проблем профессионального самоопределения школьников требу-
ет синтеза личностно-ориентированного и социально-ориентированного педагогических
подходов.
Цель данной статьи – анализ условий и закономерностей профессионального самоопределе-
ния старшеклассников, возможностей влияния на их образовательную стратегию со стороны
региональных университетов.
Предмет исследования – факторы, обуславливающие профессиональное самоопределение
выпускников школ.
Гипотеза: при педагогическом сопровождении профессионального самоопределения школь-
ников требуется учитывать как их личностные особенности и индивидуальные мотивы выбо-
ра профессии, так и социально-экономические факторы региона их проживания, обуславли-
вающие профессиональные планы, образовательную стратегию, выбор вуза.
Основой исследования стали методы сравнительного анализа, классификации, обобщения,
междисциплинарный обзор литературы и данных социально-экономической статистики, ме-
тод социологического опроса, метод экспертных оценок.
Основные результаты заключаются в описании моделей профессионального самоопределе-
ния старшеклассников на основе их информированности, ценностей, оценки самоэффек-
тивности, в обосновании принципов профориентационной работы со школьниками. Опрос
учащихся 11 класса Ульяновской области 2018-2019 гг. (N = 2075) показал отсутствие про-
фессиональных планов у значительной части выпускников, их неосведомлённость о реги-
ональных вузах и вузах других городов. В ходе исследования выявлены профессиональные
интересы старшеклассников и их планы учебной миграции из региона. Обосновано, что вы-
бор карьеры и построение образовательной стратегии старшеклассниками обусловлены и их
интересами, и желательным уровнем жизни по окончании обучения. Установлено, что каче-
ство обучения в вузе не является для потенциальных абитуриентов определяющим фактором
выбора вуза. Организации профессионального образования, как акторы регионального обра-
зовательного пространства, могут оказывать большее влияние на процессы профессиональ-
ного самоопределения старшеклассников.
Полученные результаты свидетельствуют о значимости социально-экономических условий
региона для профессионального самоопределения старшеклассников, построения ими обра-
зовательной стратегии и для выбора ими вуза. Исследование подтвердило, что профессио-
нальное самоопределение старшеклассников происходит в соответствии с принципами со-
циально-когнитивной теории карьеры.