Настоящая публикация посвящена анализу трансформации программ, направленных на
обучение взрослого населения, в условиях социального дистанцирования и перехода на
дистанционный формат обучения в связи с распространением коронавирусной инфекции
в Российской Федерации. Источником сбора данных послужили платформы-интеграторы,
предоставляющие программы непрерывного образования (Coursera, Timepad, Edumarket).
Изменение предложения программ исследуется на основе контента-анализа образователь-
ных мероприятий, предлагаемых в 2019 году и в 2020 году.
Спрос на образовательные курсы среди взрослого населения в первой половине 2020 года
по сравнению с прошлым годом вырос в 2,5 раза в связи с распространением коронавирус-
ной инфекции в Российской Федерации, однако только 19% новых слушателей готовы про-
должить обучение после снятия карантинных мер. Выявлено, что основная масса программ
в условиях социального дистанцирования концентрируется в сфере приобретения надпро-
фессиональных навыков. Основное увеличение произошло за счёт распространения курсов
по развитию стрессоустойчивости, лидерства, продуктивности, открытию собственного дела,
хобби и изобразительного искусства, изучению иностранных языков, поддержки детско-ро-
дительских отношений. В то же время доля предлагаемых программ, направленных на обнов-
ление навыков в профессиях, предусматривающих социальные коммуникации, подверглась
значительному снижению. При этом произошло увеличение доли образовательных меропри-
ятий и курсов в IT-сфере (развитие блога / сайта, машинное обучение, программирование),
медицине (обеспечение собственной безопасности в условиях коронавирусной инфекции,
профилактика COVID-19 и т.д.).
Представленный материал будет интересен руководителям и специалистам подразделений
дополнительного профессионального образования вузов, профессиональных образователь-
ных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, службам
занятости, а также взрослым гражданам, занимающимся самообразованием и наращиванием
собственных компетенций.