На основе обобщения описанных в литературе игровых приёмов в обучении мы сформули-
ровали семь авторских принципов реализации учебных игровых технологий в техническом
ВУЗе. В качестве примера их реализации приведена автоматизированная учебная установка
(АУУ) для изучения устройства, программирования и отладки аппаратных и программных
средств микроконтроллеров. Соответствие АУУ сформулированным принципам оценено
количественно с помощью метода экспертных оценок (учебная технология – 43%, методика –
32%, резерв совершенствования – 25%). Соподчинение принципов между собой рассмотрено
по критерию «важности» для качества игровой модели и по критерию системного влияния на
обучаемого. Отмечено, что без целеполагания как осознанной цели участие субъекта в игре
превращается в формальность. Также без обеспечения условий психологического комфорта,
в первую очередь, без снижения уровня тревожности личности девальвируются последующие
усилия по повышению мотивации к учёбе. Важное место мы отводим потребности в значимо-
сти – осознаваемому и нерефлексируемому учёту игроком-обучаемым неизбежности публич-
ной оценки успехов и неудач и связанных с этим самооценки, мотивации (гордость или стыд)
и, как следствие, – качества последующей самоподготовки. Эти три принципа определяют
степень вовлечённости субъекта в игру. Дальнейшее усиление вовлечённости определяется,
во-первых, эффективностью обратной связи как «эмоциональным подкреплением» очеред-
ного шага обучаемого по сценарию игры, а во-вторых, эффективностью внешнего управле-
ния как дозированной рациональной помощи в продвижении игрока. Вышеперечисленные
принципы обеспечивают условия для освоения учебного материала посредством разрешения
игровых проблемных ситуаций. Сделан вывод об эффективности методики, опирающейся на
предлагаемые нами принципы: повышается роль эмоциональной составляющей в учебном
процессе, активизируется самостоятельная работа обучаемых, повышается качество обуче-
ния, преподаватель освобождается от рутинных контролирующих операций.