• 16+
  • English
  • Русский
 Образование и Саморазвитие
  Menu
Skip to content
  • Главная
  • Текущий номер
  • Архив
  • Тематика
  • Pедакторы
    • Главный редактор
    • Редакционный совет
    • Редакционная коллегия
  • Этическая политика
  • Hовости
  • Рецензенты
  • Подать рукопись

Применение символов как средства осознания субъектной реальности младшими школьниками и подростками с задержкой психического развития

  Загрузить PDF
  Цифровой идентификатор объекта (ЦИО): 10.26907/esd.17.1.10
  Количество Объем: 17 | Номер выпуска: 1 | Страницы: 110 - 119
  Дата издания: Март 2022
  Ключевые слова: задержка психического развития, подростки, символ, сознание, социальное понима- ние, субъект, субъект-субъектные отношения, школьники
  Автор(ы) - Алфавитный порядок: Алексей М. Поляков
  B закладки

Способность к осознанию субъектной реальности связывается с продуктивностью постро-
ения субъект-субъектных отношений и сотрудничества с другими людьми. У школьников
с задержкой психического развития (ЗПР) отмечается множество трудностей в коммуника-
ции и взаимодействии с другими людьми. «Психологическим орудием» осознания субъект-
ной реальности выступает символ. Символ понимается как культурная форма презентации
субъектной реальности, опосредствующая отношения и взаимодействие двух или более субъ-
ектов. Цель исследования – определить и экспериментально проверить специфику использо-
вания символов для осознания субъектной реальности младшими школьниками и подрост-
ками с ЗПР. Исследование базируется на методологии культурно-исторической психологии.
Оригинальная экспериментальная методика изучения осознания символически представ-
ленной субъектной реальности основана на выявлении доминирующих установок к осозна-
нию символической реальности, а также преобладающих способов интерпретации и оценки
субъектной реальности у испытуемых. В исследовании приняли участие 80 учащихся средних
школ 9‑12 и 14‑16 лет: 40 – с нормотипическим развитием и 40 – с ЗПР. У школьников с ЗПР
обеих возрастных групп выявлены трудности осознания субъектной реальности и преобла-
дание устойчиво объектного типа отношения к символам и другим людям (значимые разли-
чия по U-критерию Манна-Уитни с контрольной группой у испытуемых обоих возрастов).
Данная характеристика рассматривается как препятствие в построении детьми и подростка-
ми субъект-субъектных отношений и сотрудничества с другими людьми. Она может служить
целью психологической коррекции.

След

  Реализация образовательных программ инженерного вуза в практико-модульном формате с участием работодателей
Отношение словенских учителей к геймификации  

Поиск по сайту

Информация о журнале

Издатель

Казанский федеральный университет
https://kpfu.ru/glavnaya

Адрес

г. Казань 420021
ул. М. Межлаука
д.1

   843 2213475
  samorazvitie@mail.ru

ISSN

1991-7740

Периодичность издания

Журнал издается ежеквартально

Импакт-фактор

Журнал только что был включен в БД Scopus. В данный момент мы подаем заявку на включение в БД Web of Science. В связи с этим журнал пока что не имеет импакт-фактора, но как только он появится, мы опубликуем его на сайте.
Импакт-фактор РИНЦ – 0,347

Свидетельство о регистрации средства массовой информации: ПИ № ФС 77-55321 (04.09.2013).
ISSN 1991-7740
Подписной индекс - 36625.
Информация о подписке размещена в каталоге "Роспечать"

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и ученой степени доктора наук (педагогика и психология).

Открытый доступ

Образование и Саморазвитие – открытый электронный журнал, который не взимает платы за публикацию. Журнал подписывает Будапештскую инициативу открытого доступа (The Budapest Open Access Initiative) и стремится обеспечить, чтобы все статьи, которые мы публикуем, были доступны бесплатно. Журнал публикуется за счет средств Казанского Федерального Университета.

Тематика журнала

Доступна здесь…

Ключевые слова

Учителя будущий учитель внутренняя мотивация воспитание высшее образование дистанционное образование дистанционное обучение дошкольный возраст идентичность инклюзивное образование иностранный язык качество качество образования компетентностный подход компетентность компетенции компетенция креативность критическое мышление личность модель мотивация непрерывное образование образование образовательный стандарт обучение оценка педагог педагогика педагогическое образование подготовка учителей профессиональное развитие профессиональные компетенции профориентация психологическая безопасность рефлексия самооценка саморазвитие смешанное обучение стратегия студенты учитель ценности цифровизация образования эмоциональный интеллект

Авторы статей

Агзам А. Валеев Айдар М. Калимуллин Александр Н. Веракса Алена Гашкова Альбина Р. Дроздикова-Зарипова Анастасия О. Лучинина Андреа Истенич Анна И. Ахметзянова Балвант Сингх Бранка Радулович Валерьян Ф. Габдулхаков Валерьян Фаритович Габдулхаков Венера Г. Закирова Вера К. Власова Вера Ю. Хотинец Виолета Розанда Владимир И. Горбунов Галина И. Симонова Гасангусейн И. Ибрагимов Дарья С. Медведева Динара К. Бисимбаева Евгения О. Шишова Зденка Гадушова Ильшат Р. Гафуров Инна И. Голованова Ирина А. Нигматуллина Ирина Д. Демакова Лера А. Камалова Лилия А. Латыпова Любовь А. Кочемасова Любовь Г. Пак Людмила В. Байбородова Муса Нуши Надежда А. Иванищева Надежда Ю. Костюнина Наталья Н. Калацкая Ник Рашби Оксана В. Кожевникова Ольга К. Евдокимова Ольга Ф. Шихова Роза А. Валеева Руслан Н. Хакимзянов Шамиль Ф. Шеймарданов Юлия О. Новгородова Юрий А. Шихов

Подписка на обновления

Подпишитесь, чтобы получать новости о E&SD

кликните сюда (откроется в новом окне)

© 2025 Образование и Саморазвитие | Все права защищены

Разработано Philip K Meadows по заказу на базе платформы WordPress