Способность к осознанию субъектной реальности связывается с продуктивностью постро-
ения субъект-субъектных отношений и сотрудничества с другими людьми. У школьников
с задержкой психического развития (ЗПР) отмечается множество трудностей в коммуника-
ции и взаимодействии с другими людьми. «Психологическим орудием» осознания субъект-
ной реальности выступает символ. Символ понимается как культурная форма презентации
субъектной реальности, опосредствующая отношения и взаимодействие двух или более субъ-
ектов. Цель исследования – определить и экспериментально проверить специфику использо-
вания символов для осознания субъектной реальности младшими школьниками и подрост-
ками с ЗПР. Исследование базируется на методологии культурно-исторической психологии.
Оригинальная экспериментальная методика изучения осознания символически представ-
ленной субъектной реальности основана на выявлении доминирующих установок к осозна-
нию символической реальности, а также преобладающих способов интерпретации и оценки
субъектной реальности у испытуемых. В исследовании приняли участие 80 учащихся средних
школ 9‑12 и 14‑16 лет: 40 – с нормотипическим развитием и 40 – с ЗПР. У школьников с ЗПР
обеих возрастных групп выявлены трудности осознания субъектной реальности и преобла-
дание устойчиво объектного типа отношения к символам и другим людям (значимые разли-
чия по U-критерию Манна-Уитни с контрольной группой у испытуемых обоих возрастов).
Данная характеристика рассматривается как препятствие в построении детьми и подростка-
ми субъект-субъектных отношений и сотрудничества с другими людьми. Она может служить
целью психологической коррекции.