В последнее время педагоги проявляют интерес к использованию технологий, основанных
на осознанности изучения и преподавания иностранных языков. С помощью этих подходов
снижается стресс (как учителей, так и студентов), улучшается межличностная атмосфера,
что помогает студентам сосредоточить внимание и даже мыслить более ясно (Tregenza, 2008;
Yager, 2009; Collins et al., 2011). Цель настоящего исследования – изучить влияние техник
осознанности на развитие критических навыков чтения обучающихся английскому языку
как иностранному (EFL), на уроках литературы. Несмотря на то, что в области осознанности
проведено большое количество исследований и получены определенные результаты, под-
тверждающие положительное влияние на снижение стресса обучаемых, все же исследова-
ний о роли осознанности в критическом чтении студентов крайне мало. С этой целью было
проведено квазиэкспериментальное исследование с участием 35 студентов бакалавриата
(представителей обоих полов) по специальности «английский язык и литература». Участни-
ки были разделены на две группы на основе их результатов по шкале оценки осознанности и
внимательности (MAAS). Данные были получены, когда студенты были задействованы в вы-
полнении техник осознанности перед выполнением различных заданий по критическому
чтению. В ходе исследования проводился пред- и посттест для определения уровня сформи-
рованности критических навыков чтения. Для анализа данных использовался t-тест парных
выборок с помощью программного обеспечения SPSS. Результаты показали, что существует
существенная разница между средними баллами до и после тестирования всех участников.
Однако, поскольку в этом исследовании использовались как медитативная, так и социально-
когнитивная практика осознанности, необходимы дальнейшие исследования, чтобы опреде-
лить природу осознанности и изучить различные эффекты этих двух подходов. Настоящее
исследование будет полезно для учителей, которые смогут более подробно ознакомиться
с методами осознанности и использовать их на своих занятиях, для того чтобы дать студен-
там возможность учиться в более комфортной и сосредоточенной обстановке.