Формирование эффективных стратегий, моделей и содержания подготовки учителей насто- ятельно требует исследования исторических предпосылок современных реформ на глобаль- ном и национальном уровнях. Наиболее перспективны в этом отношении историко-антро- пологические исследования в образовании, позволяющие, опираясь на междисциплинарные и кросс-культурные подходы широкого круга наук, более глубоко осмыслить социокультур- ные процессы.
В статье представлен опыт развития педагогического образования в постсоветских странах (Россия, Беларусь, Казахстан, Молдова, Украина) с момента его возникновения в дореволю- ционной России до настоящего времени.
Цель исследования заключается в анализе процесса подготовки учителей от его зарождения до конца ХХ века и последующей трансформации национальных систем в течение трех по- следних десятилетий.
Специфика исследования проявляется в том, что до начала 90-х годов ХХ века эти страны представляли единое образовательное пространство, которое характеризовалось общими подходами и содержанием педагогического образования, а затем трансформировалось под влиянием политических факторов.
Сопоставление конвергентных тенденций и национальных особенностей систем педагоги- ческого образования на постсоветском пространстве позволяет дать всестороннюю оценку современной образовательной политике в области подготовки учителей как с педагогических позиций, так и в контексте перспектив геополитического, экономического и культурного со- трудничества стран Содружества независимых государств.