По данным Всемирной организации здравоохранения, шесть из десяти глобальных проблем
со здоровьем связаны с инфекционными заболеваниями (WHO, 2019), поэтому риск оказать-
ся в условиях пандемии очень велик. Национальные системы здравоохранения определили
пути решения этой проблемы, и профилактика среди них играет ключевую роль (Bloom &
Cadarette, 2019). Профилактика является эффективным и наименее затратным средством, не-
зависимо от того, является ли это специфической профилактикой (вакцинацией) или неспе-
цифическими профилактическими мерами (Bloom & Cadarette, 2019). Крайне важно, чтобы
в педагогическом образовании были предусмотрены возможности для профилактики наибо-
лее распространенных инфекционных заболеваний, а также популяризация базовых знаний
о них. Сюда входят модели поведения, которые необходимо вырабатывать у детей дошколь-
ного и младшего школьного возраста в рамках образовательного процесса. Дети успешно
приобретают полезные привычки и модели поведения посредством наблюдения (Bandura,
1977; Greer, Singer-Dudek, & Gautreaux, 2006). Поэтому важно, чтобы учителя дошкольных
и начальных образовательных учреждений обладали необходимыми знаниями, навыками
и опытом по психологической защите детей в условиях эпидемиологических рисков. Вне-
дрение комплексной педагогики (Hill et al., 2020) способно смягчить воздействие эпидемии/
пандемии на детей. В кризисной ситуации решать текущие проблемы нередко помогают не-
запланированные мероприятия, и это открывает инновационные подходы к образованию
учителей (Mutton, 2020).
Цель исследования – оценить медико-санитарные и психологические компетенции будущих
учителей, способствовать развитию их навыков с помощью семинаров, направленных на ос-
воение детьми моделей поведения, необходимых для сохранения их здоровья и социально-
эмоционального благополучия.
Помимо теоретической части и обзора литературы, исследование включало разработку спе-
циального опросника: анкета содержала 18 вопросов, выявляющих уровень знаний участни-
ков (3 вопроса) и их отношение к проблеме (15 пунктов для самооценки упомянутых ком-
петенций, по типу шкалы Лайкерта). Опрос носил анонимный характер и был разработан
в бумажной форме. Анкета использовалась в качестве первоначального теста и на этапе по-
вторного тестирования (после семинара).
В семинаре приняли участие 32 студента. Они получили более глубокое представление о на-
иболее распространенных инфекционных заболеваниях, их патогенезе, механизме распро-
странения эпидемии/пандемии и способах профилактики. Анализ показал, что студенты
повысили уровень своих психологических компетенций, в том числе готовность противо-
стоять вызовам, связанным с эпидемиологическими угрозами. В форме рассказов, фильмов,
плакатов и сообщений студентам были представлено, как в их повседневной образователь-
ной практике можно поощрять детей к поведению, сохраняющему здоровье, как во время
эпидемий сохранять психическое здоровье. Повторное тестирование показало, что уровень
знаний вырос на 32,09% (р=0,00000), в то время как положительное мнение о компетенциях
увеличилось на 14,84% (р=0,00001). Кроме того, в ходе сравнительного анализа санитарного
просвещения и психологических установок было установлено, что знания значительно улуч-
шились по сравнению с отношением (р=0,0064).
Принимая во внимание результаты настоящего исследования, серьезность и глобальный ха-
рактер медицинских проблем, значение и роль санитарного просвещения в педагогическом
образовании возрастает. Аналогичные мероприятия или разработка новых учебных про-
грамм могут значительно повысить компетентность учителей в этом вопросе.