Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения (ФГОС ВО
3++) устанавливает группы универсальных и общепрофессиональных компетенций выпуск-
ников высшей школы. Определение профессиональных компетенций входит в полномочия
самой образовательной организации, которая должна выявлять их на основе профессио-
нального стандарта. На наш взгляд, для решения этой актуальной проблемы целесообраз-
но использовать метод групповых экспертных оценок – один из основных в педагогической
квалиметрии. Достоинством данного метода является то, что он позволяет алгоритмизиро-
вать процедуры педагогической экспертизы профессиональных компетенций и получить
обобщенное коллективное мнение квалифицированных экспертов об их количественном
составе и содержании.
Цель публикации – представить методику педагогической экспертизы структуры и содержа-
ния профессиональных компетенций студентов бакалавриата, обучающихся по направлению
44.03.01 «Педагогическое образование» (профиль «Дошкольное образование»), предполагаю-
щую использование метода групповых экспертных оценок и процедуры согласования выяв-
ленных компетенций с существующими в сфере дошкольного образования нормативными
документами.
Методология и методики. При разработке методики учитывались идеи компетентностного
и квалиметрического подходов, направленные на моделирование результатов образования,
«каркас» которых задает структура компетенций, выступающих в роли норм качества высше-
го образования, сопряженных с нормами качества профессиональной деятельности. Инстру-
ментом реализации данных подходов избран метод групповых экспертных оценок, позво-
ливший выявить группы профессиональных компетенций и детализировать их содержание.
Результаты и новизна. Представлена методика педагогической экспертизы структуры и со-
держания профессиональных компетенций студентов – будущих педагогов дошкольных
организаций, предусматривающая анализ и согласование требований профессионального
стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» и федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Описанные этапы
могут быть реализованы при проведении педагогической экспертизы структуры и содержания профессиональных компетенций студентов, обучающихся по другим направлениям
и профилям подготовки, что несет в себе практическую ценность и значимость.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть полезны преподавателям
высшей школы при выявлении и формировании профессиональных компетенций студентов
бакалавриата, соответствующих их будущим трудовым функциям и действиям, представлен-
ным в профессиональных стандартах.