Целью данного исследования является выделение и характеристика особенностей формиро-
вания в вузе профессиональной субъектности будущего учителя как воспитателя. Методоло-
гия исследования базируется на следующих подходах к воспитанию: системном и междис-
циплинарном, полисубъектном, объектно-субъектном, средовом. Использованы методы:
теоретические (анализ, конкретизация и систематизация характеристик субъектности учи-
теля как воспитателя в указанных проекциях) и эмпирические (включенное наблюдение;
фокус-группы со студентами педагогического вуза, обучающимися на разных уровнях и на
разных курсах; методика «Я и другие» И. Николаевой). К исследованию были привлечены
преподаватели кафедры социальной педагогики и студенты (52 человека) Воронежского го-
сударственного педагогического университета. Установлено, что к числу ведущих отличий
субъектной позиции педагога как воспитателя следует отнести необходимость интеграции
личностной и профессиональной субъектности, которая опирается на согласование, а в по-
следующем гармонизирует индивидуально значимые и принятые в обществе ценностные
установки, культурные и субкультурные предпочтения, нормы и требования. Предпринята
попытка анализа проекций учителя как воспитателя (в социально-педагогическую среду –
как социокультурная роль и статус; в профессиональную среду – как отдельная професси-
ональная функция; в персональную среду – как личностно-профессиональная установка
и позиция), что позволило уточнить особенности формирования профессиональной субъ-
ектности в контексте освоения будущим учителем как воспитателем выделенных проекций.
Полученные результаты подтверждают необходимость работы с референтной сферой сту-
дентов как условие успешности профессионального вузовского воспитания, дополняющего
опыт решения будущим учителем задач самовоспитания и воспитания.