• 16+
  • English
  • Русский
 Образование и Саморазвитие
  Menu
Skip to content
  • Главная
  • Текущий номер
  • Архив
  • Тематика
  • Pедакторы
    • Главный редактор
    • Редакционный совет
    • Редакционная коллегия
  • Этическая политика
  • Hовости
  • Рецензенты
  • Подать рукопись

Организационно-методические средства межпредметного обучения для формирования функциональной грамотности в условиях цифровой экономики

  Загрузить PDF
  Цифровой идентификатор объекта (ЦИО): 10.26907/esd15.4.11
  Количество Объем: 15 | Номер выпуска: 4 | Страницы: 111 - 126
  Дата издания: Декабрь 2020
  Ключевые слова: PISA, математи- ческая грамотность, межпредметное обучение, межпредметные задания, образовательные результаты, функциональная грамотность
  Автор(ы) - Алфавитный порядок: Елена С. Матвиюк, Ирина Ю. Куликова, Ольга А. Некрасова, Павел Д. Рабинович, Светлана Н. Апенько, Татьяна В. Малинникова
  B закладки

Исследуемая проблема обусловлена предъявляемыми цифровой экономикой и новым тех-
нологическим укладом требованиями к совокупности компетенций человека, среди которых
особое место занимают междисциплинарные компетенции. Сложившаяся система образо-
вания ориентирована на предметную форму организации образовательного процесса. Более
актуальное межпредметное обучение требует проработки организационно-методических
основ. Особая потребность в них имеется для формирования функциональной грамотно-
сти, предполагающей способности личности адаптироваться и непрерывно развиваться
в динамичном и сложном мире, инициировать и реализовывать инновации с использова-
нием знаний разных отраслей. Цель исследования - разработать и внедрить систему организационно-методических средств межпредметного обучения в качестве средства развития
функциональной грамотности детей и подростков в общеобразовательных организациях
субъектов России для их успешной адаптации к условиям цифровой экономики. Методами
исследования избраны анализ современных теоретико-методологических подходов и пра-
ктик к организации межпредметного обучения в образовательных организациях, методы
включенного наблюдения, фокус групп и эксперимента. Рассмотренное в работе понятие
математической грамотности является частью функциональной грамотности. Для проведе-
ния исследования, а также написания межпредметных заданий, математическая грамотность
анализируется через выделение математического содержания и мыследеятельности. Описы-
вается опыт авторов по разработке межпредметных заданий для формирования исследова-
тельской компетентности, мотивации к познанию и личностному развитию, математической
грамотности учеников 5-9 классов, аналогичной модели исследования PISA-2021. Выполнено
описание методики составления компетентностно-ориентированных межпредметных зада-
ний. Исследование развивает методологические и организационно-методические основы
формирования функциональной грамотности, добавляя их конкретными и апробированны-
ми авторским коллективом инструментами для повышения результативности межпредмет-
ного обучения и, далее, для создания среды и условий формирования личности, способной
мыслить креативно, используя компетенции межпредметного комплекса. Материал статьи
будет интересен широкой аудитории специалистов в области образовательной политикой
и практики.

След

  Ранняя профориентационная работа как метод формирования основ инженерного мышления
Непредубежденность в терминологической системе современной философии образования: интерпретации и проблемы  

Поиск по сайту

Информация о журнале

Издатель

Казанский федеральный университет
https://kpfu.ru/glavnaya

Адрес

г. Казань 420021
ул. М. Межлаука
д.1

   843 2213475
  samorazvitie@mail.ru

ISSN

1991-7740

Периодичность издания

Журнал издается ежеквартально

Импакт-фактор

Журнал только что был включен в БД Scopus. В данный момент мы подаем заявку на включение в БД Web of Science. В связи с этим журнал пока что не имеет импакт-фактора, но как только он появится, мы опубликуем его на сайте.
Импакт-фактор РИНЦ – 0,347

Свидетельство о регистрации средства массовой информации: ПИ № ФС 77-55321 (04.09.2013).
ISSN 1991-7740
Подписной индекс - 36625.
Информация о подписке размещена в каталоге "Роспечать"

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и ученой степени доктора наук (педагогика и психология).

Открытый доступ

Образование и Саморазвитие – открытый электронный журнал, который не взимает платы за публикацию. Журнал подписывает Будапештскую инициативу открытого доступа (The Budapest Open Access Initiative) и стремится обеспечить, чтобы все статьи, которые мы публикуем, были доступны бесплатно. Журнал публикуется за счет средств Казанского Федерального Университета.

Тематика журнала

Доступна здесь…

Ключевые слова

Учителя будущий учитель внутренняя мотивация воспитание высшее образование дистанционное образование дистанционное обучение дошкольный возраст идентичность инклюзивное образование иностранный язык качество качество образования компетентностный подход компетентность компетенции компетенция креативность критическое мышление личность модель мотивация непрерывное образование образование образовательный стандарт обучение оценка педагог педагогика педагогическое образование подготовка учителей профессиональное развитие профессиональные компетенции профориентация психологическая безопасность рефлексия самооценка саморазвитие смешанное обучение стратегия студенты учитель ценности цифровизация образования эмоциональный интеллект

Авторы статей

Агзам А. Валеев Айдар М. Калимуллин Александр Н. Веракса Алена Гашкова Альбина Р. Дроздикова-Зарипова Анастасия О. Лучинина Андреа Истенич Анна И. Ахметзянова Балвант Сингх Бранка Радулович Валерьян Ф. Габдулхаков Валерьян Фаритович Габдулхаков Венера Г. Закирова Вера К. Власова Вера Ю. Хотинец Виолета Розанда Владимир И. Горбунов Галина И. Симонова Гасангусейн И. Ибрагимов Дарья С. Медведева Динара К. Бисимбаева Евгения О. Шишова Зденка Гадушова Ильшат Р. Гафуров Инна И. Голованова Ирина А. Нигматуллина Ирина Д. Демакова Лера А. Камалова Лилия А. Латыпова Любовь А. Кочемасова Любовь Г. Пак Людмила В. Байбородова Муса Нуши Надежда А. Иванищева Надежда Ю. Костюнина Наталья Н. Калацкая Ник Рашби Оксана В. Кожевникова Ольга К. Евдокимова Ольга Ф. Шихова Роза А. Валеева Руслан Н. Хакимзянов Шамиль Ф. Шеймарданов Юлия О. Новгородова Юрий А. Шихов

Подписка на обновления

Подпишитесь, чтобы получать новости о E&SD

кликните сюда (откроется в новом окне)

© 2025 Образование и Саморазвитие | Все права защищены

Разработано Philip K Meadows по заказу на базе платформы WordPress