Развитие онлайн-медиации на территориях Арктики и Крайнего Севера Красноярского края
актуально в связи с повышенным уровнем конфликтогенности в общеобразовательных учре-
ждениях и необходимостью поиска наиболее эффективных методов разрешения конфликтов
с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья. Статья направлена
на анализ проблемы развития медиации как инструмента для урегулирования конфликтов
с участием детей с ОВЗ, а также адаптации медиативной процедуры под цифровой формат.
На основе контент-анализа российских и зарубежных практик было выявлено недостаточное
развитие инклюзивного образования и медиативного процесса в нашей стране. Мониторинг
школьных служб медиации на арктических и северных территориях Красноярского края
подтвердил формальный характер функционирования школьных служб медиации, отсут-
ствие программ подготовки медиаторов на базе высших учебных учреждений арктических
и северных территорий, недостаточное владение методами работы с особенными детьми и
акцентированное внимание на профилактических мероприятиях. Было проведено интер-
вьюирование, посвященное организационной системе школьных служб медиации, выявле-
нию конфликтогенных факторов, способов разрешения конфликтов, готовности специали-
стов в области медиации к переходу на цифровую среду, адаптации медиативной процедуры
к специфическим особенностям детей с ограниченными возможностями здоровья и необхо-
димости развития медиативной процедуры в связи с природно-климатическими факторами
изучаемых территорий. Практическая польза исследования заключается в содействии вне-
дрению практик медиации и онлайн-медиации в образовательную систему для разрешения
конфликтов с участием детей с ОВЗ, развитию гуманного отношения к различным категори-
ям населения и установлению благоприятных условий для обучения. Практическая польза
исследования возрастает в связи с дефицитом научных разработок в области инклюзивного
образования, альтернативного и инновационного медиативного процесса на арктических
и северных территориях Красноярского края.