Ряд международных сравнительных исследований в образовании проводится циклами раз
в 3-5 лет. Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS прово-
дится раз в 5 лет. При рассмотрении данных только одного цикла представляется затруд-
нительным объяснить различия в уровне достижений между странами. Но также возможно
рассмотрение двух (или более) циклов и анализ изменений во времени для каждой из стран-
участниц. В таком случае рассматривается динамика по странам за определенный период, и
данный лонгитюдный подход позволяет делать каузальные выводы относительно эффектов
характеристик образовательных систем.
В данной статье рассмотрены эффекты учебного времени (изучение языка и чтение) и уров-
ня профессионального развития учителей на понимание прочитанного в 4-х классах. Так-
же изучен эффект изменения среднего возраста учащихся. При учете эффектов возраста и
обучения сформирован немного другой рейтинг стран по результатам исследования PIRLS.
Использован подход «разность разностей» с корреляционными матрицами. Один из выводов
заключается в выявлении эффекта профессионального развития учителей на уровень образо-
вательных результатов учащихся.