Цель исследования: на основе изучения и анализа нравственных идеалов современных подростков определить факторы, влияющие на определение этих идеалов, и особенности педагогического сопровождения нравственного выбора школьников. Ведущие методы представлены авторскими опросниками «Мой идеал», «Прошел год», «Диагностика готовности подростков к саморазвитию». В общей сложности исследованием (2017–2023 гг.) было охвачено 3443 подростка 11–14 лет. Кроме опросных методов авторами проводилась многолетняя опытная работа.
В результате исследования выявлено, что, прогнозируя свой идеал, дети ориентируются на личности, которые являются успешными, умными, целеустремленными, добрыми, талантливыми и готовыми к преодолению препятствий на пути достижения цели; качества, представляющие собой ценность в представляемом идеале, несколько разнятся у подростков из сельской и городской местности, что важно учитывать при организации сопровождения выбора; в качестве примеров для подражания подростки называют тиктокеров, блогеров, стримеров, ютуберов, программистов, геймеров, киберспортсменов, что демонстрирует активное влияние виртуального пространства на нравственный выбор подрастающего поколения.
Определено влияние факторов (интеллектуального, мотивационного, эмоционального, волевого, предметно-практического, экзистенциального и фактора саморегуляции), которые позволяют человеку сформировать своё представление о нравственном идеале. Выявлены риски формирования недостойных ценностных ориентиров и нереалистичного, идеального представления о себе. Сформулирован вывод о целесообразности педагогического сопровождения процесса нравственного выбора, ориентированного на осознание ребёнком взаимосвязи между моральными установками и результатами жизнедеятельности.