В статье рассматриваются основные аспекты дискуссии о понятии непредубежденности (openmindedness)
в современной англоязычной философии образования. Подчеркивается актуаль-
ность темы для отечественной педагогики, находящейся сегодня в ситуации сложного диалога
с мировыми традициями осмысления образовательного процесса. Непредубежденность пред-
ставлена в статье в качестве элемента обширной терминологической системы. Показано, что
необходимость прояснения смысла понятия связана с его ролью в определении критериев раз-
граничения образования и индоктринации. В статье представлены наиболее значимые опре-
деления непредубежденности. Указывается, что внешняя очевидность понятия контрастирует
с трудностью нахождения его непротиворечивой дефиниции. Выявлено, что ключевой осо-
бенностью состоявшегося опыта интерпретации непредубежденности является расширение
требований, предъявляемых к субъекту образования. В статье суммированы основные воз-
ражения, выдвигавшиеся по отношению к различным аспектам теоретического осмысления
понятия. Автор считает закономерным отказ от попыток реализовать в практике обучения
идеал абсолютной рациональной непредубежденности. В целом, дискурс о непредубежденно-
сти демонстрирует невозможность уклониться от обсуждения формирования субъекта при
любой попытке определения смысла образования. Перспективы исследования автор видит
в переосмыслении роли рациональности в процессе образования человека и мира.