Успех современной образовательной системы зачастую зависит от введения новых образовательных инструментов. В частности, многочисленные исследования последних лет обосновывают целенаправленное использование шахмат в качестве продуктивного образовательного инструмента в развитии как младших школьников, так и дошкольников. Ознакомление воспитателей с образовательными возможностями шахмат в процессе переподготовки стимулирует формирование их профессиональной компетентности с фиксацией ожидаемых акмеокачественных результатов.
В статье рассматривается модель переподготовки педагогов ДОО, предполагающая формирование профессиональных компетенций при непосредственном использовании предварительных шахматных знаний и умений. Целью статьи является описание модели переподготовки воспитателей-тренеров, состоящей из трех модулей последовательного формирования профессиональных компетенций, которые, усилением методик воспитания и обучения дошкольников шахматным содержанием, обеспечивают системное формирование у обучаемых aкме-квалитативных результатов. Фиксацией aкме-квалитативных результатов у педагогов ДОО данная модель значительно отличается от традиционных.
Методологической основой предлагаемой программы переподготовки послужило стимулирование профессиональной самореализации участников путем внедрения предварительных шахматных знаний во все сферы развития дошкольников. Эффективность программы определялась методом самооценки собственных достижений PARLA, с помощью которого проверялось умение участника самостоятельно применять приобретенный опыт в своих дальнейших действиях. Для определения трудностей воспитателей в процессе переподготовки и их основных причин был применен метод «Fishbone» К. Ишикавы, который позволил выявить основную причину трудностей в процессе обучения – низкий уровень личностных компетенций. Методика определения личностных компетенций подтвердила недостаточную сформированность личностных компетенций у воспитателей – будущих менторов. Методы были апробированы в работе с 60 педагогами детских садов в течение полутора лет. Экспериментальные результаты применения модулей подготовки воспитателей-менторов подтвердили возможность формирования профессиональных компетенций с акцентом на личностные и важность приобретения акмеоквалитативных результатов. Новизна исследования определяется выбором последовательных модулей, ведущих к формированию профессиональных компетенций посредством шахматных знаний и умений. Практическая значимость: предлагаемые методы и методики могут быть использованы в процессе разных программ переподготовки педагогов дошкольных образовательных организаций.