Исследуемая проблема. Проблема формирования организационных знаний сотрудниками
в образовательных центрах и учреждениях чрезвычайно актуальна в современном мире, по-
скольку именно организационные знания представляют собой наиболее важный ресурс и ос-
новной капитал организации. Значимость капитала отчетливо видна в том случае, когда он
приводит к успеху, обнародованию новостей об успехе и, как следствие, к удовлетворенности
сотрудников, студентов и, в конечном итоге, к увеличению научного, человеческого и фи-
нансового ресурсов. Как утверждает Afrazeh (2005), организация знаний – это процесс об-
наружения, приобретения, развития и создания, обмена, поддержки, оценки и применения
в надлежащее время нужных знаний нужным индивидом в организации на основе создания
связи между человеческими ресурсами, информационными технологиями и коммуникаци-
ями. Это приводит к формированию структуры, подходящей для достижения целей орга-
низации. Как полагают Hoffman и др. (2005), управление знаниями – это процесс создания
и передачи знаний в организации с целью их эффективного использования. В образователь-
ных учреждениях управление знаниями также представляет собой систематический и орга-
низованный процесс создания и распространения информации, отбора, уточнения и распро-
странения эксплицитных и имплицитных знаний, с целью создания уникальных ценностей,
которые могут быть использованы для совершенствования условий обучения и преподава-
ния (Gonzalez & Martins, 2017). На основании изученной литературы можно заключить, что
во многих исследованиях (например, Jashpara, 2004; Messa & Testa, 2004, Newman & Conrad,
1999) управление знаниями состоит из четырех основных процессов: создание знаний, сохра-
нение знаний, обмен знаниями и применение знаний. Цель исследования: В рамках данного
исследования на основе методики системной динамики была предложена модель выявления
результативных показателей процесса управления знаниями в образовательном учреждении.
Далее осуществлялось моделирование эффективности выявленных факторов в динамике
и наблюдение за изменениями в функционировании учреждения, обусловленные измене-
ниями в поведении сотрудников, а также изменения возможностей и тенденций. В данном
исследовании предпринята попытка определить наиболее значимые факторы, оказывающие
влияние на процесс управления знаниями, на основе представленной динамической модели,
а также на основе факторов и механизмов воздействия предложить надлежащие меры для
воздействия на данные факторы. Методы исследования: Настоящее исследование является
прикладным и основано на использовании системно-динамического подхода, разработанно-
го Sterman (2000). Такой подход предназначен для моделирования текущего состояния сис-
темы и ее будущих изменений. Данный подход базируется на следующих этапах: определение
и проблематизация проблемы на основе изучения соответствующих работ и опроса двадцати
восьми экспертов этой области методом полуструктурированного опроса; выдвижение ги-
потез и построение диаграмм причинно-следственных связей и графиков; создание модели
с помощью программы Vensim; анализ чувствительности. Результаты исследования показа-
ли, что внедрение процесса управления знаниями в образовательном учреждении привело
к s-образному росту его эффективности, а именно эффективности работы преподавательско-
го состава, к экспоненциальному повышению квалификации и росту удовлетворенности уча-
щихся и их семей, что, в свою очередь, привело к развитию организации. В ходе исследования
также были представлены и проанализированы две предложенные стратегии.