Данная статья представляет результаты исследования дискурсивной конструкции новой
системы ценностей, которая с 2000 по 2017 годы направляла трансформацию педагогичес-
кого образования в Российской Федерации. В особенности рассматриваются видения и цен-
ности, которые стали основой для формирования официальных директивных документов в
области высшего педагогического образования в течение почти двух десятков лет. Основ-
ное внимание статьи уделено проблемам, связанным с конструированием дискурсивного
контекста, направленного на создание условий для трансформации и объединение усилий
по Проекту Модернизации Педагогического Образования. Этот проект был запущен Ми-
нистерством образования и науки в 2014 году. При этом данная статья не будет посвяще-
на практикам высшего педагогического образования в России, поскольку данный вопрос
прекрасно раскрыт в публикации Соболева (Sobolev, 2016). Мы же ставим другую цель –
сконцентрироваться на том, чему мы можем научиться в процессе исследования одного из
наиболее амбициозных и интригующих политических проектов нашего времени – процесса
реабилитации России как сверхдержавы. Данное исследование выстроено на основе трудов,
посвященных критическому дискурсу (Critical Discourse Studies), и освещает природу тех
изменений, которые происходят в результате политической работы. Данная задача достига-
ется путем анализа директивных документов и дискурсивных мероприятий, направленных
на дискурсивный пересмотр ценностной базы педагогического образования в стране. При
этом применяется дискурсивно-исторический подход (discourse historical approach) с опо-
рой на идеи Кржижановского (Krzyżanowski, 2010), а также Рейсигла и Водака (Reisigl and
Wodak, 2001; 2017). Проделанный нами анализ показал, что система ценностей и видение
педагогического образования сильно зависят от уникальной контекстуальной дискурсив-
ной конструкции и от легитимации политических решений путем ориентации на страте-
гию «конкурентоспособной, инновационной и лидирующей экономики». При этом видения
и ценности, которые лежат в основе современного высшего педагогического образования
России, тяжело поддаются изучению, они складываются в картину, которая намного слож-
нее, чем то, что понимается в реформе.