В статье обозначена необходимость новой классификации научного знания с целью рефор-
мации образовательной доктрины в современном российском обществе. Данная позиция об-
условлена рядом причин. Во-первых, возрастающим в геометрической прогрессии объемом
информации, что приводит к эффекту «запаздывания» образовательных программ по отно-
шению к научным достижениям; к эффекту «избыточности» знаний, которые невозможно
представить и освоить за период обучения. Во-вторых, постнеклассическая стадия науки ха-
рактеризуется междисциплинарностью любого знания и концентрацией на его объекте, что
делает его представление в рамках классической научной дифференциации ограниченным
и ведущим к утрате целостного представления о мире, а это оказывается непродуктивным
в контексте познавательной деятельности современного человека. В-третьих, современное
образование хотя и перестраивалось в практикоориентированное и служащее адаптации об-
учающегося к жизни, но, основанное на формальных методических дополнениях, сущностно
не изменилось. В статье анализируются предшествующие классификации наук и выдвигается
концептуально новая модель систематизации знаний с учетом образовательных потребно-
стей социума.
Предложенная модель классификации наук и систематизации знаний базируется на антроп-
ном принципе, что предполагает дифференциацию наук по изучаемым ими свойствам ма-
терии и процессам познания, а интеграцию знаний – по объектам взаимодействия челове-
ка в процессах жизнедеятельности. Предполагается, что на этой основе будут разработаны
новые образовательные программы, построенные в логике интегративного образования,
определены константные учебные дисциплины для общего и профессионального образова-
ния и порядок их изучения, предусмотрена возможность постоянной модернизации знания
без увеличения количества учебных дисциплин. Представленная модель классификации наук
и систематизации знаний будет более эффективной для решения актуальных задач современ-
ного образования.