В условиях стремительного развития науки и технологий и, как следствие, в связи с быстрой
девальвацией знаний вуз должен не только давать студентам предметные, узкопрофессио-
нальные знания и умения, но и формировать у них универсальные компетенции (мягкие/
гибкие навыки, soft skills), к которым относят способность к самообучению и саморазвитию,
к коммуникации и кооперации, креативность, критическое мышление и другие. Именно это
становится сегодня и будет в дальнейшем решающим условием личностной и профессио-
нальной успешности молодого специалиста, востребованного работодателем.
Ввиду отсутствия в настоящее время унифицированных и валидизированных методик ди-
агностики универсальных компетенций, а также в силу существующей неопределенности
и несогласованности позиций ученых и практиков относительно базового набора мягких на-
выков, необходимых молодому специалисту на старте его профессиональной карьеры, в выс-
шей школе возникают трудности в организации образовательного процесса, направленного
на формирование как предметных (hard skills), так и мягких (soft skills) навыков.
Цель исследования состояла в разработке и апробации инструментария для оценки и мони-
торинга уровня сформированности универсальных компетенций у студентов педагогическо-
го вуза.
Предложенный инструментарий был апробирован в Институте естествознания и спортив-
ных технологий Московского городского педагогического университета и выявил сильные
и слабые стороны образовательного процесса, выступив в роли средства, позволяющего вы-
брать более эффективную стратегию обучения.
Предлагаемый подход является универсальным и может быть использован для обучения по
разным направлениям.