Наличие ограничений по здоровью обучающихся, имеющаяся инвалидность влияют на
структуру и содержание их образовательных потребностей. В некоторых случаях таким об-
учающимся может потребоваться особая консультативная помощь в профориентации, по-
мощь в социально-психологическом сопровождении в процессе получения образования.
Целью настоящего исследования явились анализ образовательных потребностей абитури-
ентов с инвалидностью и разработка рекомендаций по расширению доступности высшего
образования для данной категории молодежи. Исследование проводилось в рамках Государ-
ственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации.
Мы провели мониторинг образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью
с использованием опросного метода в форме интернет-анкетирования.
В статье представлены результаты мониторинга образовательных потребностей 170 выпуск-
ников российских школ с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья из
16 общеобразовательных организаций, в которых проходили обучение учащиеся 11-х клас-
сов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и которые изъявили жела-
ние принять участие в мониторинге. Исследование проводилось на закрепленной в рамках
государственного задания территории, включающей 7 субъектов Российской Федерации:
Республик Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Удмуртской и Чувашской республик, Орен-
бургской и Кировской областей.
На основе анализа результатов мониторинга разработаны рекомендации для региональных и
муниципальных органов власти и подведомственных им образовательных организаций. Ре-
комендации направлены на позиционирование способов повышения доступности и качества
высшего образования для лиц с инвалидностью, их дальнейшего трудоустройства и карьер-
ного роста.