В дидактике высшей школы недостаточно исследованным остается вопрос о формировании
профессионального мышления студентов, ориентированных на педагогическую деятель-
ность, так называемого педагогического мышления. Вместе с тем, феномен педагогического
мышления, способы его формирования и диагностики могут дать четкие ориентиры для реа-
лизации механизмов индивидуализации и коррекции обучения, направленных на оптималь-
ное развитие профессиональных качеств личности будущего педагога.
Цель публикации – описание авторской методики диагностики уровня сформированности
педагогического мышления студентов − будущих педагогов дошкольных организаций, пред-
усматривающей использование метода групповых экспертных оценок.
Методология и методики исследования. Исследование выполнялось на базе компетентност-
ного подхода, позволяющего согласовать компетентностно-ориентированные цели профес-
сиональной подготовки будущих педагогов с уровнями формирования их педагогического
мышления. Для обоснования структуры, содержания и уровней формирования педагогиче-
ского мышления студентов использовался метод групповых экспертных оценок с привлече-
нием в качестве экспертов квалифицированных преподавателей вузов и действующих педа-
гогов дошкольных организаций.
Результаты. Определены базовая структура педагогического мышления и уровни его
формирования у студентов − будущих педагогов дошкольных организаций, позволяющие
аргументировать выбор средств обучения и адресной помощи обучающимся в рамках ин-
дивидуальных образовательных траекторий. Показана взаимосвязь и взаимозамисимость
компонентов педагогического мышления студентов − будущих педагогов дошкольных орга-
низаций со структурными компонентами профессионально-педагогической компетентности
выпускника бакалавриата.
Научная новизна. Предложена авторская методика диагностики уровня сформированности
педагогического мышления студентов – будущих педагогов дошкольных организаций, согла-
сованная с компетентностно-ориентированными целями их профессиональной подготовки,
определенными федеральным государственным образовательным стандартом высшего об-
разования и Профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)».
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть полезны администрации и
преподавателям вузов при проектировании индивидуальных образовательных траекторий
студентов бакалавриата – будущих педагогов дошкольных организаций, также аспирантам,
изучающим проблемы современного дошкольного образования.