• 16+
  • English
  • Русский
 Образование и Саморазвитие
  Menu
Skip to content
  • Главная
  • Текущий номер
  • Архив
  • Тематика
  • Pедакторы
    • Главный редактор
    • Редакционный совет
    • Редакционная коллегия
  • Этическая политика
  • Hовости
  • Рецензенты
  • Подать рукопись

Гуманитарный подход к цифровизации образования

  Загрузить PDF
  Цифровой идентификатор объекта (ЦИО): 10.26907/esd15.3.08
  Количество Объем: 15 | Номер выпуска: 3 | Страницы: 89 - 96
  Дата издания: Сентябрь 2020
  Ключевые слова: гуманитарные технологии, цифровое образование, цифровые риски
  Автор(ы) - Алфавитный порядок: Алексей В. Лубков, Анастасия А. Соколова, Оксана В. Гордиенко
  B закладки

В настоящее время цифровизация носит глобальный характер, затрагивает все сферы жизни человека и общества. Трансформация образования в данном случае не исключение, а законо- мерное следствие развития, широкого распространения и общедоступности информацион- ных технологий и сетей. Осмысление методологических и философских основ и принципов данного процесса – необходимый этап перехода к цифровому образованию, цифровому об- ществу и цифровой экономике.
Цифровое образование можно понимать в узком смысле как перевод учебных материалов и самого процесса обучения из аналогового формата в цифровой (это и электронные учеб- ники, и электронные библиотеки, и массовые открытые онлайн-курсы, и вебинары, и ви- деолекции, и многое другое). Но это же явление можно рассматривать более широко – как комплексные изменения инфраструктурного, управленческого, поведенческого, культурного характера. И последние события (карантин практически по всему миру из-за пандемии в свя- зи с Covid-19) наглядно доказали, что при переводе всех систем образования по всему миру в онлайн-формат требуется именно широкий подход к цифровизации, так как затрагивают- ся не столько формы представления учебного материала и контроля, сколько более общие поведенческие, психологические, когнитивные и аксиологические категории. Исследования показали, что в процессе перевода образования из аудиторного в дистанционный формат у всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, управленцев системы об- разования, родителей) произошла переоценка взглядов на образование и его роль в жизни человека и общества, обострились противоречия, неявно или слабо выраженные до этого вы- нужденного и экстренного перехода в дистант, актуализировались проблемы, связанные по большей части не с техническими сторонами (хотя эти проблемы тоже есть), а с коммуника- тивными, развивающими, воспитывающими, социализирующими и даже физиологическими составляющими образования. Все это требует более глубокого исследования, комплексного и системного осмысления всех элементов с позиций не только функциональных, но и аксиоло- гических, гносеологических, онтологических и антропологических смыслов.
Стало очевидным, что во главу угла должны быть поставлены не технические инструменты, с помощью которых реализуется цифровое образование, а гуманитарный подход с его гу- манистическими ценностями, в центре которого находится человек: педагог – ученик (сту- дент) – руководитель – родитель. Именно субъекты образовательного процесса определяют цели, задачи и способы деятельности, отбирают соответствующие этому технические средст- ва и оценивают их обучающий, воспитательный и развивающий потенциал, именно они тот centrum omnium, который лежит в основе образования.
Настоящая статья посвящена проблеме цифровой трансформации образования с учетом гу- манитарного подхода, основанного на изучении культуры, ценностей и истории человечест- ва в целом и своего народа в частности, опирающегося на педагогические, психологические, социологические и коммуникативные теории, в центре которых находится человек.

След

  Сравнительный и корреляционный анализ опытно-экспериментальной работы по формированию организационно-управленческой компетентности преподавателя вуза
Цифровые технологии в преподавании и изучении иностранных языков: педагогические стратегии и профессиональная компетенция преподавателей  

Поиск по сайту

Информация о журнале

Издатель

Казанский федеральный университет
https://kpfu.ru/glavnaya

Адрес

г. Казань 420021
ул. М. Межлаука
д.1

   843 2213475
  samorazvitie@mail.ru

ISSN

1991-7740

Периодичность издания

Журнал издается ежеквартально

Импакт-фактор

Журнал только что был включен в БД Scopus. В данный момент мы подаем заявку на включение в БД Web of Science. В связи с этим журнал пока что не имеет импакт-фактора, но как только он появится, мы опубликуем его на сайте.
Импакт-фактор РИНЦ – 0,347

Свидетельство о регистрации средства массовой информации: ПИ № ФС 77-55321 (04.09.2013).
ISSN 1991-7740
Подписной индекс - 36625.
Информация о подписке размещена в каталоге "Роспечать"

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и ученой степени доктора наук (педагогика и психология).

Открытый доступ

Образование и Саморазвитие – открытый электронный журнал, который не взимает платы за публикацию. Журнал подписывает Будапештскую инициативу открытого доступа (The Budapest Open Access Initiative) и стремится обеспечить, чтобы все статьи, которые мы публикуем, были доступны бесплатно. Журнал публикуется за счет средств Казанского Федерального Университета.

Тематика журнала

Доступна здесь…

Ключевые слова

Учителя будущий учитель внутренняя мотивация воспитание высшее образование дистанционное образование дистанционное обучение дошкольный возраст идентичность инклюзивное образование иностранный язык качество качество образования компетентностный подход компетентность компетенции компетенция креативность критическое мышление личность модель мотивация непрерывное образование образование образовательный стандарт обучение оценка педагог педагогика педагогическое образование подготовка учителей профессиональное развитие профессиональные компетенции профориентация психологическая безопасность рефлексия самооценка саморазвитие смешанное обучение стратегия студенты учитель ценности цифровизация образования эмоциональный интеллект

Авторы статей

Агзам А. Валеев Айдар М. Калимуллин Александр Н. Веракса Алена Гашкова Альбина Р. Дроздикова-Зарипова Анастасия О. Лучинина Андреа Истенич Анна И. Ахметзянова Балвант Сингх Бранка Радулович Валерьян Ф. Габдулхаков Валерьян Фаритович Габдулхаков Венера Г. Закирова Вера К. Власова Вера Ю. Хотинец Виолета Розанда Владимир И. Горбунов Галина И. Симонова Гасангусейн И. Ибрагимов Дарья С. Медведева Динара К. Бисимбаева Евгения О. Шишова Зденка Гадушова Ильшат Р. Гафуров Инна И. Голованова Ирина А. Нигматуллина Ирина Д. Демакова Лера А. Камалова Лилия А. Латыпова Любовь А. Кочемасова Любовь Г. Пак Людмила В. Байбородова Муса Нуши Надежда А. Иванищева Надежда Ю. Костюнина Наталья Н. Калацкая Ник Рашби Оксана В. Кожевникова Ольга К. Евдокимова Ольга Ф. Шихова Роза А. Валеева Руслан Н. Хакимзянов Шамиль Ф. Шеймарданов Юлия О. Новгородова Юрий А. Шихов

Подписка на обновления

Подпишитесь, чтобы получать новости о E&SD

кликните сюда (откроется в новом окне)

© 2025 Образование и Саморазвитие | Все права защищены

Разработано Philip K Meadows по заказу на базе платформы WordPress