В настоящее время цифровизация носит глобальный характер, затрагивает все сферы жизни человека и общества. Трансформация образования в данном случае не исключение, а законо- мерное следствие развития, широкого распространения и общедоступности информацион- ных технологий и сетей. Осмысление методологических и философских основ и принципов данного процесса – необходимый этап перехода к цифровому образованию, цифровому об- ществу и цифровой экономике.
Цифровое образование можно понимать в узком смысле как перевод учебных материалов и самого процесса обучения из аналогового формата в цифровой (это и электронные учеб- ники, и электронные библиотеки, и массовые открытые онлайн-курсы, и вебинары, и ви- деолекции, и многое другое). Но это же явление можно рассматривать более широко – как комплексные изменения инфраструктурного, управленческого, поведенческого, культурного характера. И последние события (карантин практически по всему миру из-за пандемии в свя- зи с Covid-19) наглядно доказали, что при переводе всех систем образования по всему миру в онлайн-формат требуется именно широкий подход к цифровизации, так как затрагивают- ся не столько формы представления учебного материала и контроля, сколько более общие поведенческие, психологические, когнитивные и аксиологические категории. Исследования показали, что в процессе перевода образования из аудиторного в дистанционный формат у всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, управленцев системы об- разования, родителей) произошла переоценка взглядов на образование и его роль в жизни человека и общества, обострились противоречия, неявно или слабо выраженные до этого вы- нужденного и экстренного перехода в дистант, актуализировались проблемы, связанные по большей части не с техническими сторонами (хотя эти проблемы тоже есть), а с коммуника- тивными, развивающими, воспитывающими, социализирующими и даже физиологическими составляющими образования. Все это требует более глубокого исследования, комплексного и системного осмысления всех элементов с позиций не только функциональных, но и аксиоло- гических, гносеологических, онтологических и антропологических смыслов.
Стало очевидным, что во главу угла должны быть поставлены не технические инструменты, с помощью которых реализуется цифровое образование, а гуманитарный подход с его гу- манистическими ценностями, в центре которого находится человек: педагог – ученик (сту- дент) – руководитель – родитель. Именно субъекты образовательного процесса определяют цели, задачи и способы деятельности, отбирают соответствующие этому технические средст- ва и оценивают их обучающий, воспитательный и развивающий потенциал, именно они тот centrum omnium, который лежит в основе образования.
Настоящая статья посвящена проблеме цифровой трансформации образования с учетом гу- манитарного подхода, основанного на изучении культуры, ценностей и истории человечест- ва в целом и своего народа в частности, опирающегося на педагогические, психологические, социологические и коммуникативные теории, в центре которых находится человек.