Актуальность проблемы исследования определяется усилением потенциальных и реаль-
ных рисков социализации подрастающего поколения в цифровом пространстве. Транс-
формация образовательного процесса в направлении вынужденного увеличения доли ди-
станционных форматов, связанная с влиянием пандемии COVID-19, обострила проблему
взаимодействия педагогов и обучающихся в решении воспитательных задач, о чем свиде-
тельствуют актуальные международные и отечественные исследования. Обсуждение каче-
ства образовательной среды с точки зрения ее безопасности неизбежно стимулирует поиск
инструментов ее оценивания.
Цель статьи – на основе систематизации результатов теоретических и эмпирических исследо-
ваний гигиенической оценки воспитания осуществить теоретико-методологическое обосно-
вание ее целесообразности и возможности осуществления в современных условиях.
Методологическими основаниями исследования стали: междисциплинарный подход для
обоснования безопасности воспитания как сложного многофакторного феномена на осно-
ве интеграции естественно-научного и социально-гуманитарного знания; кросс-культурный
анализ эмпирических данных отечественных и зарубежных исследований в разработке стра-
тегий гигиенической оценки в образовании с учетом ее культурной вариативности; положе-
ния сетевой теории о роли отношений как сущностной характеристики сети для определения
ресурсов формирования готовности педагогов к осуществлению гигиенической оценки без-
опасности воспитательной деятельности в условиях цифровых и сетевых форматов взаимо-
действия.
Результаты исследования. Определена сущность воспитательного контекста безопасности
как процесса обеспечения средств и мер, направленных на продуктивную самореализацию
детей в различных сферах жизнедеятельности воспитательной организации на основе оцен-
ки реальных и потенциальных угроз, возникающих в процессе социализации. Раскрыты
принципы безопасности (социально-биологической сбалансированности, благополучия,
интеграции, когнитивности), содержание и показатели гигиенической оценки данного про-
цесса (физиологический, социальный, личностный, психологический). Охарактеризованы
сетевые форматы формирования готовности педагога к оценке безопасности воспитания на
основе неиерархического ценностно-ресурсного взаимодействия в воспитательной деятель-
ности, оценки её безопасности и гигиенического потенциала. Полученные результаты будут
способствовать расширению и совершенствованию теоретических представлений о гигиени-
ческой экспертизе в педагогических процессах, раскрытию и уточнению понятия «гигиени-
ческая оценка в воспитании», обогащать теоретические положения и эффективные практики
воспитания в условиях дистанционных форматов образования.