Настоящая статья посвящена выявлению социально-экономического своеобразия сельской образовательной сис-темы у татар в начале ХХ века. Рецепция вышеназванного феномена осуществляется сквозь призму татарской дорево-люционной периодической печати, что обеспечивает исследованию высокую степень научной достоверности. Исследо-вание в данной статье развертывается с опорой на историко-сравнительный метод, метод периодизации, метод критиче-ского анализа источника, ретроспективный метод, принцип пространственно-временной целостности изучаемого мате-риала, метод целостности исторического и логического основания результатов исследования. В результате анализа об-ширного фактического материала выявляется корреляция между социально-экономическими процессами, которые про-ходили в татарском обществе в начале ХХ столетия, и спецификой национальной образовательной системы у татар в названный период.