Актуальность исследования обусловлена необходимостью определения более широкого кру-
га факторов для антиципации поведения офицеров в ситуациях сложного межличностного
взаимодействия и ориентиров для самопознания и саморазвития профессиональных компе-
тенций. Авторами исследуется эмоциональный интеллект будущих морских офицеров в пе-
риод их стажировки на кораблях как предиктор успешности их воинской службы. Цель ста-
тьи – показать, что существует возможность прогнозирования будущего курсантов военного
вуза на основе парциальных элементов и интегральной характеристики их эмоционального
интеллекта. Обследованы 100 курсантов с помощью методики Н. Холла «Диагностика эмо-
ционального интеллекта (вариант Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Г. М. Мануйлова), теста
«Прогрессивные матрицы» Дж. Равена и экспертных оценок результатов профессиональной
стажировки. Проведены оценка достоверности распределения показателей, описывающих
эмоциональный интеллект («Эмоциональная осведомленность», «Управление своими эмо-
циями», «Самомотивация», «Эмпатия» и «Распознавание эмоций других людей»), и корреля-
ционный анализ взаимосвязи интегрального уровня эмоционального и невербального интел-
лекта с успешностью стажировки будущих офицеров на кораблях. На основании полученных
данных сделаны выводы о том, что психологическими предикторами, которые позволяют
с достаточно высокой достоверностью прогнозировать результаты профессиональной дея-
тельности, обусловленные саморегуляцией, самоконтролем и управлением эмоциональны-
ми состояниями морских офицеров, является эмоциональный интеллект и его парциальные
элементы. Выявленные предикторы представлены как информация для разработки адресных
коррекционных и профилактических программ для развития эмоционального интеллекта
у курсантов военно-морского вуза.