В статье описаны результаты оценки эффективности центров дополнительного образования
с точки зрения субъективного благополучия воспитанников. Актуальность исследования
вызвана тем, что сам термин «дополнительное образование» до настоящего времени явля-
ется дискуссионным: нет единых подходов к определению понятия, не разработаны и не
обоснованы проверяемые критерии оценки эффективности деятельности образовательных
учреждений – Детских центров. В связи с этим на теоретическом уровне авторами выделены
специфические подходы, описывающие содержательные индикаторы критериев оценки эф-
фективности образовательной среды, где в качестве главного индикатора выступает субъек-
тивное благополучие воспитанников.
В рамках данного исследования на примере Всероссийского детского центра «Океан» (далее
ВДЦ «Океан») авторы статьи теоретически и эмпирически исследуют понятие «субъектив-
ное благополучие», разрабатывают и апробируют авторскую модифицированную комплекс-
ную методику оценки удовлетворенности воспитанников различными сферами жизни ВДЦ
«Океан». Все предложенные показатели субъективного благополучия воспитанников отра-
жают переживание ребенка в конкретной ситуации, т. е. целостное переживание внутреннего
дискомфорта или комфорта «здесь и сейчас». Приводится сравнительный анализ субъектив-
ного благополучия воспитанников двух дружин – «Парус» (программа «Город будущего»)
и «Бригантина» (программа «Моя Федерация»), что позволяет продемонстрировать возмож-
ности данного инструментария «улавливать» переживания детей в конкретных условиях
и сравнивать их, выявляя проблемные зоны.
Значимость данной работы заключается в исследовании эффективности образовательной
и воспитательной деятельности Детского центра и анализе ее результатов на основе выде-
ленных критериев оценки, а именно: когнитивного компонента субъективного благополу-
чия – удовлетворенности детей разными сферами жизни, степени реализации потребностей
воспитанников во время лагерной профильной смены; и эмоционального компонента субъ-
ективного благополучия – преобладающих эмоциональных переживаний, настроений детей.
Результаты исследования показали, что в целом воспитанники в ВДЦ «Океан» удовлетворе-
ны организацией воспитательно-образовательного процесса. Вместе с тем педагогическому
коллективу необходимо акцентировать внимание на взаимоотношениях детей в отряде, уси-
лить работу, направленную на осознание детьми возможностей их самореализации. Полу-
ченные результаты позволили выделить сильные и слабые стороны деятельности данного
учреждения и разработать рекомендации, которые помогут совершенствовать работу других
Детских центров.