• 16+
  • English
  • Русский
 Образование и Саморазвитие
  Menu
Skip to content
  • Главная
  • Текущий номер
  • Архив
  • Тематика
  • Pедакторы
    • Главный редактор
    • Редакционный совет
    • Редакционная коллегия
  • Этическая политика
  • Hовости
  • Рецензенты
  • Подать рукопись

Пилотное исследование по развитию медико-санитарных и психологических компетенций студентов в условиях эпидемии/пандемии

  Загрузить PDF
  Цифровой идентификатор объекта (ЦИО): 10.26907/esd.16.3.05
  Количество Объем: 16 | Номер выпуска: 3 | Страницы: 44 - 51
  Дата издания: Сентябрь 2021
  Ключевые слова: благополучие, инфекции, пандемия, санитарные/психологич ские компетенции, Учителя, эпидемия
  Автор(ы) - Алфавитный порядок: Даниела Петрович, Миа Марич, Миона Богосавлевич-Сияков
  B закладки

По данным Всемирной организации здравоохранения, шесть из десяти глобальных проблем
со здоровьем связаны с инфекционными заболеваниями (WHO, 2019), поэтому риск оказать-
ся в условиях пандемии очень велик. Национальные системы здравоохранения определили
пути решения этой проблемы, и профилактика среди них играет ключевую роль (Bloom &
Cadarette, 2019). Профилактика является эффективным и наименее затратным средством, не-
зависимо от того, является ли это специфической профилактикой (вакцинацией) или неспе-
цифическими профилактическими мерами (Bloom & Cadarette, 2019). Крайне важно, чтобы
в педагогическом образовании были предусмотрены возможности для профилактики наибо-
лее распространенных инфекционных заболеваний, а также популяризация базовых знаний
о них. Сюда входят модели поведения, которые необходимо вырабатывать у детей дошколь-
ного и младшего школьного возраста в рамках образовательного процесса. Дети успешно
приобретают полезные привычки и модели поведения посредством наблюдения (Bandura,
1977; Greer, Singer-Dudek, & Gautreaux, 2006). Поэтому важно, чтобы учителя дошкольных
и начальных образовательных учреждений обладали необходимыми знаниями, навыками
и опытом по психологической защите детей в условиях эпидемиологических рисков. Вне-
дрение комплексной педагогики (Hill et al., 2020) способно смягчить воздействие эпидемии/
пандемии на детей. В кризисной ситуации решать текущие проблемы нередко помогают не-
запланированные мероприятия, и это открывает инновационные подходы к образованию
учителей (Mutton, 2020).
Цель исследования – оценить медико-санитарные и психологические компетенции будущих
учителей, способствовать развитию их навыков с помощью семинаров, направленных на ос-
воение детьми моделей поведения, необходимых для сохранения их здоровья и социально-
эмоционального благополучия.
Помимо теоретической части и обзора литературы, исследование включало разработку спе-
циального опросника: анкета содержала 18 вопросов, выявляющих уровень знаний участни-
ков (3 вопроса) и их отношение к проблеме (15 пунктов для самооценки упомянутых ком-
петенций, по типу шкалы Лайкерта). Опрос носил анонимный характер и был разработан
в бумажной форме. Анкета использовалась в качестве первоначального теста и на этапе по-
вторного тестирования (после семинара).
В семинаре приняли участие 32 студента. Они получили более глубокое представление о на-
иболее распространенных инфекционных заболеваниях, их патогенезе, механизме распро-
странения эпидемии/пандемии и способах профилактики. Анализ показал, что студенты
повысили уровень своих психологических компетенций, в том числе готовность противо-
стоять вызовам, связанным с эпидемиологическими угрозами. В форме рассказов, фильмов,
плакатов и сообщений студентам были представлено, как в их повседневной образователь-
ной практике можно поощрять детей к поведению, сохраняющему здоровье, как во время
эпидемий сохранять психическое здоровье. Повторное тестирование показало, что уровень
знаний вырос на 32,09% (р=0,00000), в то время как положительное мнение о компетенциях
увеличилось на 14,84% (р=0,00001). Кроме того, в ходе сравнительного анализа санитарного
просвещения и психологических установок было установлено, что знания значительно улуч-
шились по сравнению с отношением (р=0,0064).
Принимая во внимание результаты настоящего исследования, серьезность и глобальный ха-
рактер медицинских проблем, значение и роль санитарного просвещения в педагогическом
образовании возрастает. Аналогичные мероприятия или разработка новых учебных про-
грамм могут значительно повысить компетентность учителей в этом вопросе.

След

  Характеристика школы для девочек: Тематическое исследование (пример из практики)
Филиппинские программы повышения квалификации учителей в условиях новой реальности  

Поиск по сайту

Информация о журнале

Издатель

Казанский федеральный университет
https://kpfu.ru/glavnaya

Адрес

г. Казань 420021
ул. М. Межлаука
д.1

   843 2213475
  samorazvitie@mail.ru

ISSN

1991-7740

Периодичность издания

Журнал издается ежеквартально

Импакт-фактор

Журнал только что был включен в БД Scopus. В данный момент мы подаем заявку на включение в БД Web of Science. В связи с этим журнал пока что не имеет импакт-фактора, но как только он появится, мы опубликуем его на сайте.
Импакт-фактор РИНЦ – 0,347

Свидетельство о регистрации средства массовой информации: ПИ № ФС 77-55321 (04.09.2013).
ISSN 1991-7740
Подписной индекс - 36625.
Информация о подписке размещена в каталоге "Роспечать"

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и ученой степени доктора наук (педагогика и психология).

Открытый доступ

Образование и Саморазвитие – открытый электронный журнал, который не взимает платы за публикацию. Журнал подписывает Будапештскую инициативу открытого доступа (The Budapest Open Access Initiative) и стремится обеспечить, чтобы все статьи, которые мы публикуем, были доступны бесплатно. Журнал публикуется за счет средств Казанского Федерального Университета.

Тематика журнала

Доступна здесь…

Ключевые слова

Учителя будущий учитель внутренняя мотивация воспитание высшее образование дистанционное образование дистанционное обучение дошкольный возраст идентичность инклюзивное образование иностранный язык качество качество образования компетентностный подход компетентность компетенции компетенция креативность критическое мышление личность модель мотивация непрерывное образование образование образовательный стандарт обучение оценка педагог педагогика педагогическое образование подготовка учителей профессиональное развитие профессиональные компетенции профориентация психологическая безопасность рефлексия самооценка саморазвитие смешанное обучение стратегия студенты учитель ценности цифровизация образования эмоциональный интеллект

Авторы статей

Агзам А. Валеев Айдар М. Калимуллин Александр Н. Веракса Алена Гашкова Альбина Р. Дроздикова-Зарипова Анастасия О. Лучинина Андреа Истенич Анна И. Ахметзянова Балвант Сингх Бранка Радулович Валерьян Ф. Габдулхаков Валерьян Фаритович Габдулхаков Венера Г. Закирова Вера К. Власова Вера Ю. Хотинец Виолета Розанда Владимир И. Горбунов Галина И. Симонова Гасангусейн И. Ибрагимов Дарья С. Медведева Динара К. Бисимбаева Евгения О. Шишова Зденка Гадушова Ильшат Р. Гафуров Инна И. Голованова Ирина А. Нигматуллина Ирина Д. Демакова Лера А. Камалова Лилия А. Латыпова Любовь А. Кочемасова Любовь Г. Пак Людмила В. Байбородова Муса Нуши Надежда А. Иванищева Надежда Ю. Костюнина Наталья Н. Калацкая Ник Рашби Оксана В. Кожевникова Ольга К. Евдокимова Ольга Ф. Шихова Роза А. Валеева Руслан Н. Хакимзянов Шамиль Ф. Шеймарданов Юлия О. Новгородова Юрий А. Шихов

Подписка на обновления

Подпишитесь, чтобы получать новости о E&SD

кликните сюда (откроется в новом окне)

© 2025 Образование и Саморазвитие | Все права защищены

Разработано Philip K Meadows по заказу на базе платформы WordPress