До настоящего времени инструмент Ф. Халлингера (PIMRS) использовался для выявления уровня вовлеченности директора школы и его управленческой команды в управление образовательным процессом. Данный инструмент помогает увидеть, какие вопросы директор делегирует своей команде, решение каких вопросов оставляет за собой, какие направления деятельности стоят в приоритете при вырисовывании управленческого профиля школы. Однако не было проведено исследований, направленных на выявление моделей управления образовательным процессом, основанных на управленческих профилях, полученных в результате применения PIMRS. С целью выявления моделей управления был проведен кластерный анализ управленческих профилей 120 школ одного из мегаполисов России методом Д. Варда. В результате кластерного анализа были выявлены четыре модели управления и представлены рекомендации.
Количество Объем : 99
Влияние письменной корректирующей обратной связи и исправлений на использование грамматических структур учащимися EFL
Исследование посвящено тому, каково влияние письменной корректирующей обратной связи на использование грамматических структур иранскими учащимися, владеющими английским языком на среднем уровне. Из 260 человек по результатам теста Oxford Quick Placement Test отобраны 180 участников, которые распределены в шесть групп по 30 человек. В группах была внедрена обратная связь одного из трех типов: прямая (DCF), косвенная (ICF) и металингвистическая (MCF), – а также через ответы с исправлениями и без. Работа проводилась в ходе изучения студентами тем, посвященных грамматическим временам – настоящему и прошедшему совершенному. На этапе предварительного тестирования участники написали сочинение, позволяющее судить об уровне их знаний по изучаемой теме. После внедрения предлагаемой технологии был проведен пост-тест. Результаты пост-теста показали, что у студентов всех экспериментальных групп увеличилось количество правильных ответов. Учащиеся в группе «DCF с исправлениями» показали самый лучший результат. Оценки студентов, где ошибки исправлялись («DCF / ICF / MCF с исправлениями») были выше, чем в группах, где ошибки не исправлялись. Оценки учащихся группы «MCF с исправлениями и без» показали наибольшую динамику между пре- и пост-тестом. Проведенное исследование позволило сделать вывод об эффективности разных типов обратной связи при изучении иностранного языка, в частности при изучении грамматических времен. Полученные результаты свидетельствуют о значимости письменной корректирующей обратной связи для улучшения письменных навыков студентов, изучающих английский язык как иностранный.
Изучение коллигаций и коллокаций с помощью Instagram на примере учащихся английского языка как иностранного
Популярная социальная сеть Instagram позволяет делиться фотографиями и видео с другими пользователями. Настоящая работа посвящено использованию Instagram для усвоения коллокаций и коллигаций студентами Ирана, изучающими английский язык как иностранный. В исследовании приняли участие 15 студентов, отобранных на основе теста на знание языка. Те коллокации и коллигации, на которые было получено неверных ответов от 50 и выше процентов, использовались в дальнейшей работе. Авторы подготовили девять видеороликов, содержавших 41 коллокацию и коллигацию, после чего на протяжении пяти недель публиковали их в сети Instagram. Участникам предлагалось посмотреть видео и выполнить сопутствующие упражнения, размещенные под постом, используя раздел комментариев в Instagram. После работы со всеми видеороликами было проведено повторное тестирование. Его результаты показали значительный рост средних баллов по сравнению с оценками, полученными на предварительном тестировании, что указывает на эффективность предлагаемой методики. Кроме того, с 10 участниками были проведены полуструктурированные интервью с целью определить их отношение к изучению языка посредством Instagram. Оценка учащихся была положительной. Таким образом, результаты исследования продемонстрировали, что обучение с помощью Instagram, при правильной реализации и методической разработке, может сделать изучение второго языка более эффективным.
Принципы реализации игровых технологий в условиях смешанного обучения в техническом ВУЗе
На основе обобщения описанных в литературе игровых приёмов в обучении мы сформулировали семь авторских принципов реализации учебных игровых технологий в техническом ВУЗе. В качестве примера их реализации приведена автоматизированная учебная установка (АУУ) для изучения устройства, программирования и отладки аппаратных и программных средств микроконтроллеров. Соответствие АУУ сформулированным принципам оценено количественно с помощью метода экспертных оценок (учебная технология – 43%, методика – 32%, резерв совершенствования – 25%). Соподчинение принципов между собой рассмотрено по критерию «важности» для качества игровой модели и по критерию системного влияния на обучаемого. Отмечено, что без целеполагания как осознанной цели участие субъекта в игре превращается в формальность. Также без обеспечения условий психологического комфорта, в первую очередь, без снижения уровня тревожности личности девальвируются последующие усилия по повышению мотивации к учёбе. Важное место мы отводим потребности в значимости – осознаваемому и нерефлексируемому учёту игроком-обучаемым неизбежности публичной оценки успехов и неудач и связанных с этим самооценки, мотивации (гордость или стыд) и, как следствие, – качества последующей самоподготовки. Эти три принципа определяют степень вовлечённости субъекта в игру. Дальнейшее усиление вовлечённости определяется, во-первых, эффективностью обратной связи как «эмоциональным подкреплением» очередного шага обучаемого по сценарию игры, а во-вторых, эффективностью внешнего управления как дозированной рациональной помощи в продвижении игрока. Вышеперечисленные принципы обеспечивают условия для освоения учебного материала посредством разрешения игровых проблемных ситуаций. Сделан вывод об эффективности методики, опирающейся на предлагаемые нами принципы: повышается роль эмоциональной составляющей в учебном процессе, активизируется самостоятельная работа обучаемых, повышается качество обучения, преподаватель освобождается от рутинных контролирующих операций.
Изучение образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью
Наличие ограничений по здоровью обучающихся, имеющаяся инвалидность влияют на структуру и содержание их образовательных потребностей. В некоторых случаях таким обучающимся может потребоваться особая консультативная помощь в профориентации, помощь в социально-психологическом сопровождении в процессе получения образования.
Целью настоящего исследования явились анализ образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью и разработка рекомендаций по расширению доступности высшего образования для данной категории молодежи. Исследование проводилось в рамках Государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации.
Мы провели мониторинг образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью с использованием опросного метода в форме интернет-анкетирования.
В статье представлены результаты мониторинга образовательных потребностей 170 выпускников российских школ с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья из 16 общеобразовательных организаций, в которых проходили обучение учащиеся 11-х классов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и которые изъявили желание принять участие в мониторинге. Исследование проводилось на закрепленной в рамках государственного задания территории, включающей 7 субъектов Российской Федерации: Республик Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Удмуртской и Чувашской республик, Оренбургской и Кировской областей.
На основе анализа результатов мониторинга разработаны рекомендации для региональных и муниципальных органов власти и подведомственных им образовательных организаций. Рекомендации направлены на позиционирование способов повышения доступности и качества высшего образования для лиц с инвалидностью, их дальнейшего трудоустройства и карьерного роста.
Компетентностный Подход При Обучении Экологов на Примере Изучения Дисциплины «Радиоэкология»
Целью исследования является разработка нового методологического подхода и создание методического комплекса по дисциплине «Радиоэкология», обеспечивающих дифференциацию и практико-ориентированность обучения, возможность дистанционного обучения, самостоятельной подготовки и повышения квалификации, формирование междисциплинарных связей. Методы исследования: теоретический и методологический анализ научной и учебно-методической литературы; логико-семантическое моделирование содержания образования по дисциплине, проектирование, теоретический анализ и синтез. Решены следующие задачи: разработан новый учебный план по дисциплине «Радиоэкология», в соответствии с которым создан и внедрен теоретический курс дисциплины; разработана практическая часть дисциплины, дифференцированная по уровням сложности и направленная на решение конкретных ситуационных задач; предлагается творческая составляющая практической части в виде индивидуальных заданий, при выполнении которых необходимо разрешить конкретную производственную проблемную ситуацию; разработан лабораторный практикум с освоением современных научных методов; создан учебник «Радиоэкология» и электронная версия методического обеспечения дисциплины, облегчающие самостоятельное обучение бакалавров и делающие возможным дистанционное обучение.