Содержание
Альфия Р. Масалимова
Типичные ошибки авторов при подготовке статей и советы редакторов по их устранению 8
Патрик Дрид, Наталья А. Руднова, Дмитрий С. Корниенко
Позитивные материнские практики и воспринимаемый ребенком стресс как предикторы сдерживающего контроля 11
Мария Дурковска, Лусиа Гельдакова
Воспринимаемая дискриминация и самооценка учителей в словацких этнических школах в Венгрии 24
Алена Гашкова, Моника Валентова, Петер Бречка
Мнения родителей об учебных планах по предмету технология 38
Хуснул Хотимах, Язид Бастхоми, Дейзи Анна Батунан, Дэвид Имамяртха, Има Фитрия
Инсайты дистанционного обучения в период пандемии COVID-19: практика учителей и психологические потребности студентов 51
Алия С. Мамбеталина, Кехинде С. Лоуренс, Жанна Т. Уталиева, Гульнара Айжанова, Алмагуль Мандыкаева, Гульназ Ганиева, Акмарал Сатова
Внутренняя структура инструмента измерения школьной мотивации подростков 68
Молуд Мохаммади
Развитие интегративной адаптивной среды обучения с использованием искусственного интеллекта для подготовки учителей в странах БРИКС 82
Балвант Сингх
Риски педагогического образования в странах БРИКС: Дискуссия в поисках качественной подготовки 96
Невенка Весел, Андреа Истенич
Исследование детской перспективы переживания позитивных чувств с помощью фотографии и интервью 110
Винарти Винарти, Баюк Нусантара Кр. Дж. Томпонг, Латифа Розиана Деви
Использование эксплораторного факторного анализа для проверки шкалы самостоятельного обучения студентов в Индонезии 120
Александр И. Адамский, Никита И. Колачев
Разработка инструмента оценки эффективности экспериментальной деятельности подростков на примере задач с физическим содержанием 133
Эльвира Г. Галимова, Эльвира Р. Закирова
Удовлетворенность студентов-медиков дистанционной формой организации практики: уроки пандемии COVID-19 148
Вероника Б. Данкова, Ольга Ф. Шихова, Юрий А. Шихов, Агзам А. Валеев
Таксономическая модель подготовки будущих педагогов в системе социального партнерства «Педагогический вуз – Дошкольная образовательная организация» 162
Наталья Н. Кармаева, Дарья В. Вологина
Участие российской молодежи в образовании взрослых: роль настойчивости и образовательного статуса 182
Ольга С. Павлова
Возможности и ограничения содержания программ, направленных на развитие понимания дошкольниками эмоций 197
Алиса Д. Текучева, Анна В. Кандаурова
Изучение социальных представлений о дружбе: межпоколенческий аспект 213
Александра Г. Филипова, Варвара Р. Малахова
Образовательный видеоблогинг: поиски смыслов и концептуализация понятий 226
Резеда Р. Хайрутдинова, Чулпан Р. Громова
Дети мигрантов в российской школе: установки и практики учителей 242
Руслан Н. Хакимзянов, Анна В. Лаврентьева
Личностные факторы, способствующие формированию идентичности у лиц из дисфункциональных семей 258
Количество Объем : 19
Типичные ошибки авторов при подготовке статей и советы редакторов по их устранению
Подготовка любой научной статьи — это трудоемкий процесс, который требует соблюдения определённых требований, научного формата и четкой логики изложения. В данной работе пойдет речь о частых ошибках авторов, которые мы видим в статьях, присылаемых в наш журнал.
Итак, название статьи должно быть кратким и легко читаемым, при этом максимально точно отражать основную идею статьи. В нем должна присутствовать проблема и возможный ее решения, что вызывает читательский интерес. Среди частых ошибок авторов при этом можно обозначить следующие: во-первых, слишком общее название, по которому нельзя понять, о чем конкретно идет речь в тексте статьи; во-вторых, название статьи не соответствует ее содержанию; в-третьих, при переводе на иностранный язык появляются нежелательные смыслы, которые также необходимо учесть; и последнее, в названии статьи отсутствуют основные ключевые слова.
В аннотациях некоторых статей наблюдается несоблюдение требований к их оформлению: они должны содержать краткую информацию об актуальности, цели, ведущих методах и/или методиках, авторских результатах и практической значимости материалов статьи. Обоснование актуальности исследования должно быть, с одной стороны, лаконичным, а с другой – четко раскрывающим необходимость и своевременность решения предлагаемой проблемы. Необходимо ясное обоснование ведущих подходов, методов или методик, лежащих в основе исследования. Авторские результаты следует представлять максимально полно и убедительно.
Позитивные материнские практики и воспринимаемый ребенком стресс как предикторы сдерживающего контроля
Физический сдерживающий контроль является одним из показателей исполнительных функций, предполагающих поддержание намеренного движения. Благодаря принципу «все или ничего» сдерживающий контроль можно считать наиболее прямым проявлением тормозного контроля. Предыдущие исследования показали, что снижение исполнительных функций связано с уровнем стресса в детском возрасте и с высоким воспринимаемым стрессом в подростковом. Родительские практики также играют существенную роль в формировании исполнительных функций. Установлено, что позитивные родительские практики (когнитивная стимуляция и теплота) способствуют интернализации процесса саморегуляции. Несмотря на имеющиеся результаты, данные о связи между воспринимаемым дошкольниками стрессом, материнскими практиками и сдерживающим контролем ограниченны. Настоящее исследование направлено на выявление взаимосвязи между указанными показателями. Выборку составили 194 женщины и их дети. Возраст матерей – от 23 до 48 лет (M = 34,91; SD = 6,52), детей – от 5 до 8 лет (M = 6,5; SD = 0,37), 49% детей – мальчики, 51% – девочки. Сбор данных проводился с использованием субтеста NEPSY-II «Статуя», Шкалы воспринимаемого стресса для детей и анкеты с вопросами о родительских практиках. Текущее исследование показало, что воспринимаемый стресс может снизить сдерживающий контроль, но материнские практики, направленные на демонстрацию привязанности, принятия и поддержки, могут смягчить этот негативный эффект.
Воспринимаемая дискриминация и самооценка учителей в словацких этнических школах в Венгрии
Образование на родном языке является одним из ключевых направлений поддержания и развития собственного языка и этнической идентичности словацкого меньшинства в Венгрии. Цель статьи – выяснить степень воспринимаемой учителями дискриминации в связи с их работой в этнической школе, проанализировать последующую оценку учителями данной ситуации не только с точки зрения их самих, но и с точки зрения их социального окружения. Статья основана на данных анкетного опроса, проведенного в 2019 году в словацких этнических школах в Венгрии на выборке из 139 учителей этнических школ.
С точки зрения восприятия дискриминации можно утверждать, что примерно треть учителей словацких этнических школ в той или иной степени сталкивалась с дискриминацией. Распределение результатов показывает, что учителя сталкиваются с дискриминацией как в городских, так и в сельских районах, причём в отношении возрастных педагогов это негативное явление усиливается. Тем не менее, в контексте социального сравнения мы наблюдали и весьма позитивные оценки как со стороны других учителей, так и в самооценке респондентов. Опосредованно характер взаимоотношений учителей отражает и более широкий исторический и социальный контекст, и текущую ситуацию в словацкой системе этнического образования, и индивидуальные особенности респондентов.
Мнения родителей об учебных планах по предмету технология
В сентябре 2023 года в Словакии вступила в пилотную фазу реформа учебных программ начальных и средних школ, объявленная Министерством образования, исследований, развития и молодежи Словацкой Республики в 2020 году. На этом этапе первые школы начали преподавать по новым Государственным образовательным программам, а с сентября 2026 года ожидается, что все школы будут преподавать по ним. В статье авторы представляют отдельные результаты исследования, проведенного в рамках подготовки реформы учебных программ в трех регионах Словакии с целью выяснить мнение родителей о программах такого школьного предмета, как технология. В каждом из трех выбранных регионов в опросном исследовании участвовали две городские и две сельские школы. Родителей учеников, посещающих данные школы, спрашивали, какие темы, по их мнению, должны преподаваться в рамках технологии как школьной дисциплины. Собранные данные анализировались, с одной стороны, по всей выборке респондентов, без их дифференциации, а с другой – в зависимости от факторов сегментации респондентов, а именно: пол ребенка (дочь или сын) и местоположение школы (сельская – городская). Целью анализа было выявление значимых различий между результатами, полученными от каждой из этих подгрупп.
Инсайты дистанционного обучения в период пандемии COVID-19: практика учителей и психологические потребности студентов
Среди обширной литературы по дистанционному обучению в период пандемии COVID-19 очень мало информации о том, соответствуют ли дистанционные образовательные практики, реализуемые учителями, базовым психологическим потребностям студентов. Настоящее исследование направлено на заполнение этого пробела, так как содержит анализ информации о том, как практики учителей вызывают демотивирующие и мотивирующие переживания студентов в контексте теории самоопределения (SDT). Пять студентов первого курса, изучающих английский язык как иностранный и берущих 11-12 онлайн-курсов в государственном университете, добровольно участвовали в данном кейс-исследовании, которое было начато на начальном этапе пандемии. Для оценки опыта студентов их пригласили ретроспективно описать свои переживания и принять участие в групповой дискуссии. Тематический анализ высказываний показал, что студенты испытывали значительные мотивирующие и демотивирующие образовательные опыты, обусловленные практиками их учителей. Анализ с опорой на 5T мотивации и SDT выявил, что мотивирующие переживания были вызваны положительными практиками преподавателей, которые учитывали потребности студентов в автономии, взаимосвязи и компетентности. А отрицательные практики учителей становились факторами демотивации. Полученные результаты позволяют сделать научные выводы о том, как поддержать качественное образование в контексте дистанционного обучения, преодолевая вызовы пандемии.
Внутренняя структура инструмента измерения школьной мотивации подростков
Основной целью данного исследования было исследование внутренней структуры самостоятельно разработанного «Инструмента измерения школьной мотивации подростков», предназначенного для использования в подростковой школе. В исследовании использовался эксплораторный количественный подход, а его дизайн был обоснован в рамках эксплораторного типа. Анкету заполнили 489 подростков, посещающих школу. Факторный анализ главных компонентов с варимакс-вращением подтвердил четырехфакторную структуру инструмента измерения школьной мотивации подростков, а для определения адекватности инструмента был проведен подтверждающий факторный анализ. Результаты показали, что каждый из факторов имеет хорошие значения внутренней надежности: 0,88 %, 0,87 %, 0,87 % и 0,81 % соответственно. SEM-модель школьной мотивации подтвердила, что факторная структура является хорошей моделью, так как RMSEA (p = 0,066) был значимым на высоком уровне. Кроме того, было подтверждено наличие интеркорреляций между каждым из компонентов: когнитивная мотивация и мотивация успеха (r = 0,95); когнитивная мотивация и социальная мотивация (r = 0,73); мотивация успеха и социальная мотивация (r = 0,73). Низкая корреляция существовала между компонентами социальной мотивации и мотивации избегания неудач (r = 0,03). В результате исследования был сделан вывод о том, что четыре фактора являются подходящим инструментом измерения школьной мотивации подростков для использования в работе с учащимися школ.
Развитие интегративной адаптивной среды обучения с использованием искусственного интеллекта для подготовки учителей в странах БРИКС
Интеграция искусственного интеллекта (ИИ) в профессиональное развитие учителей (ПД) является многообещающим способом улучшения практики преподавания и содействия инновациям в образовании. Однако разработка и внедрение образовательных платформ на основе ИИ сталкиваются в регионе БРИКС с проблемами, связанными с технологической инфраструктурой и культурным разнообразием. Целью данного исследования было выявление ключевых аспектов преподавания в интегративной адаптивной среде обучения (АСО) с использованием ИИ. Теоретические методы использовались в совокупности с качественным анализом интервью и обсуждений в фокус-группах 36 профессоров, исследователей и экспертов иранских университетов. Результаты данного исследования демонстрируют перспективы реализации совместной платформы ИИ-АСО и ее эффективность: доказана важность контекстуализации ИИ и образовательных подходов к потребностям и ограничениям каждой страны; показана значимость местных программ обучения, национального понимания областей роста, определения ценностей и культурных особенностей, которыми следует поделиться с другими сторонами; выявлены пути разработки образовательных ресурсов, совместимых с общими платформами, с целью преодоления технологических барьеров. Исследование содержит рекомендации по наращиванию потенциала сотрудничества в целях образовательных инноваций, по разработке на основе искусственного интеллекта методов обучения, которые откроют новые возможности для профессионального развития следующего поколения педагогов в цифровом пространстве региона БРИКС.
Риски педагогического образования в странах БРИКС: Дискуссия в поисках качественной подготовки
Повышение качества жизни в стране требует уделять больше внимания подготовке учителей, которые призваны наследовать и продолжать традиции общества и его этику, оправдывать ожидания людей, решать вопросы образовательной политики. Регулирующие органы каждой отдельной страны, безусловно, определяют принципы, положенные в основу национальной системы просвещения, однако практика профессиональной подготовки учителей не лишена недостатков, в том числе в странах БРИКС. К таким недостаткам можно отнести невысокий престиж профессии учителя, коммерциализация учебных заведений, чересчур теоретизированные учебные планы, неактуальная педагогика, несовершенные методы оценки. Отсутствие современной инфраструктуры, исследовательских инноваций, рациональной политики найма и низкая заработная плата еще больше усугубляют проблему.
Цель данного исследования заключается в том, чтобы выявить недостатки, являющиеся основными факторами риска в системе образования. Исследование основано на результатах авторитетных инспекционных поездок в педагогические вузы различных штатов Индии, на политических документах и функциональных возможностях регулирующих органов. Своевременная диагностика проблем необходима для немедленного их решения, для эффективного исправления ситуации.
Исследование детской перспективы переживания позитивных чувств с помощью фотографии и интервью
В ходе данного исследования авторы стремились дополнить научный подход к сбору данных, который, как принято считать, может быть достигнут только через игру и путем вовлечения всех детей в исследование, или так называемое экспериментирование. В теоретической части авторы сосредоточились на фотографии, использование которой является распространенным визуальным методом в исследованиях с детьми дошкольного возраста: он побуждает детей обсуждать, думать и открывать неизвестное. Качественное исследование проводилось на основе интервью, то есть сбор данных осуществлялся с точки зрения ребенка, где он был активным исследователем. Детям были предложены сначала ресурсы, которые способствовали высокой мотивации, после этого – открытые вопросы. В эмпирической части исследования небольшая выборка детей (N=9) была опрошена по фотографии, сделанной ребенком, с целью последующего анализа восприятия и интерпретации детей. В результате были выявлены преимущества фотографии как средства работы с ребёнком и проблемы, возникающие при проведении исследований с детьми младшего возраста. Основной предмет изучения – переживание ребенком позитивных чувств, получаемых им из фотографии. Использовался описательный причинно-следственный неэкспериментальный метод эмпирического педагогического исследования.
Использование эксплораторного факторного анализа для проверки шкалы самостоятельного обучения студентов в Индонезии
Преимущества и важность самостоятельного обучения весьма значительны. В связи с этим необходимо создать инструмент самостоятельного обучения для студентов университетов. В данном исследовании построена новая шкала для измерения независимости студентов, объединяющая теории саморегулируемого обучения для лучшего понимания и поддержки автономного поведения в образовании. Создание этого инструмента проходило в несколько этапов: обзор литературы, первоначальный проект, первая апробация, пересмотр и окончательный вариант. Чтобы продемонстрировать валидность, был применен эксплораторный факторный анализ (EFA). Опросник получили 436 респондентов – индонезийских студентов, посещающих онлайн-занятия. Возраст респондентов варьировался от 17 до 29 лет, в основном это первокурсники. Через Google Forms они получили шкалу независимого обучения. Согласно результатам опроса, 29 из 34 элементов предложенной шкалы были признаны достоверными. В основе этого инструмента лежат три фактора: планирование, ответственность студента и самооценка. Педагоги могут использовать валидированную шкалу для разработки мероприятий, способствующих развитию самостоятельности учащихся в обучении, адаптируя стратегии обучения на основе индивидуальных или групповых оценок. Для того чтобы определить, одинаковы ли показатели надежности и валидности, особенно соответствие модели разным группам населения, будущие исследователи должны провести как можно больше валидаций.
Разработка инструмента оценки эффективности экспериментальной деятельности подростков на примере задач с физическим содержанием
В фокусе внимания статьи находится проблема повышения эффективности естественно-научного школьного образования (в частности, физического) на основе принципа задачности и построения занятий на экспериментальной деятельности. Базовой единицей построения такой модели является действие учащегося, мотивированное, осознанное, направленное на пробу решения задачи, поиск способа решения и возможность рефлексии и обобщения целенаправленных действий. Однако для оценки эффективности действий нужны качественные исследовательские инструменты, позволяющие собирать достоверные данные. Для решения этой задачи мы разработали инструмент и эмпирически проверили требования, предъявляемые к нему. Мы предположили, что такими требованиями являются: 1) соответствие структуре деятельности; 2) многофункциональность и устойчивость к замене оценивающего субъекта. Требования к инструменту были сформулированы авторами этой статьи на основе теории учебной деятельности В. В. Давыдова и теории психолого-педагогических измерений. Сбор данных осуществлялся с помощью невключенного наблюдения, оценка деятельности учащихся проводилась независимыми экспертами – асессорами – на основе аудио- и видеосъемки экспериментальных занятий в трех школах г. Южно-Сахалинска. Проверка требований осуществлялась на основе анализа экспертных суждений, а также с применением метрик согласованности – доли совпадений результатов и непараметрического коэффициента конкордации Кендалла. Анализ полученных данных показал: а) разработанный инструмент позволяет зафиксировать действия по решению задачи в соответствии с теоретической моделью; б) результаты наблюдений независимыми асессорами дают близкие оценки; это отразилось в приемлемых значениях показателей согласованности оценок.
Удовлетворенность студентов-медиков дистанционной формой организации практики: уроки пандемии COVID-19
Данное исследование позволило провести анализ удовлетворенности студентов медицинского направления подготовки организацией практики в условиях пандемии COVID-19. Исследование способствовало выявлению проблем в организации учебной и производственной практики в дистанционном формате. Дизайн исследования был основан на применении интернет-опроса с применением Google Forms и на обработке количественных данных с помощью описательной статистики. Для интерпретации результатов использовались визуализация данных с помощью гистограмм.
Выявлены затруднения руководителей практики в организации деятельности студентов в дистанционном формате. Во-первых, для решения поставленных задач руководители вынуждены были использовать разработанные в очень сжатые сроки цифровые образовательные ресурсы с сопровождающим онлайн-консультированием и использованием возможностей симуляционного центра, с учетом санитарно-эпидемиологических требований. Во-вторых, мотивация студентов к прохождению практики в данном формате была явно снижена. В-третьих, у студентов отсутствовали навыки самоорганизации, их ожидания не совпадали с качеством практики в данном формате. И наконец, оценка студентами собственных усилий по освоению программы практики в данных условиях была также заниженной.
Результаты исследования имеют практическую значимость, так как могут стать инструментом для дальнейшего изучения заявленной проблемы, например в других учебных заведениях или в других обстоятельствах.
Таксономическая модель подготовки будущих педагогов в системе социального партнерства «Педагогический вуз – Дошкольная образовательная организация»
Согласно Концепции государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года, для создания опережающей профессиональной подготовки специалистов необходимо более полно использовать механизмы социального партнерства, которое позволяет согласовать многообразные потребности рынка труда и академического сообщества. Однако для более аргументированного включения социальных партнеров в процесс профессиональной подготовки необходима многомерная модель, конкретизирующая цели и функции всех участников партнерства на каждом этапе обучения студентов в вузе.
Цель работы состоит в обосновании таксономической модели профессиональной подготовки будущих педагогов в социальном партнерстве педагогического вуза и дошкольной образовательной организации.
Ме¬то¬до¬ло¬гия и методи¬ка исследования основаны на системном, компетентностном и квалиметрическом подходах, позволяющих определить и согласовать с социальными партнерами компетентностно ориентированные цели профессиональной подготовки будущих педагогов в системе социального партнерства педагогического вуза и дошкольной образовательной организации. Эти цели представлены компактно в авторской таксономической модели, отображающей уровни востребованных на рынке труда знаний и умений, успешность формирования которых определяется уровнем профессиональной направленности будущих педагогов.
Структура и содержательное наполнение таксономической модели подготовки студентов в социальном партнерстве педагогического вуза и дошкольной образовательной организации определены методом групповых экспертных оценок. Предлагаемая таксономическая модель может быть полезна администрации и преподавателям вузов при проектировании учебного процесса в рамках индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, учитывающих потребности регионального рынка труда и ресурсы социальных партнеров.
Участие российской молодежи в образовании взрослых: роль настойчивости и образовательного статуса
Несмотря на открывающиеся для молодых специалистов возможности в образовании взрослых (ОВ), не все используют эти возможности в равной мере. Цель статьи – проанализировать, как настойчивость, а также образовательный статус индивида и родителей связаны с его участием в неформальном и информальном ОВ. В работе проверяется, способствует ли настойчивость участию молодежи, уже имеющей образовательные преимущества, в образовании взрослых. Исследование стремится внести вклад в дискуссию о воспроизводстве социальной структуры через накопление человеческого капитала. Исследование реализовано на данных лонгитюдного исследования Траектории в образовании и профессии (ТРОП) с использованием регрессионного анализа. Подтверждены гипотезы о том, что настойчивость (GRIT), которую измеряли в 14 лет, положительно связана с решением респондента обучаться и получать образование, связанное с работой, а также о том, что наличие у матери респондента высшего образования способствует участию респондента в ОВ, не связанном с трудовой деятельностью. Частично подтвердилось предположение о роли настойчивости в процессах накопления образовательных преимуществ: высокий уровень настойчивости усиливает положительный эффект от наличия у матери высшего образования в случае участия респондента в информальном образовании, связанном с работой. Полученные результаты можно использовать при разработке мероприятий, цель которых — вовлечение молодёжи в процесс непрерывного образования.
Возможности и ограничения содержания программ, направленных на развитие понимания дошкольниками эмоций
Большое количество исследований о ценности и способах развития понимания ребёнком эмоций привело к появлению целого ряда программ, направленных на это. Программы имеют разное, иногда взаимоисключающее содержание. Поэтому целью исследования стало выявление возможностей и ограничений содержания программ, направленных на развитие у детей понимания эмоций. Методом в данном исследовании выступил сравнительный анализ программ в аспекте использования компонентов понимания эмоций, представленных в модели Ф. Понса и П. Л. Харриса. Было выбрано 8 образовательных программ развития понимания дошкольниками эмоций, представленных в рецензируемых изданиях. В результате проведенного исследования были выявлены возможности, предоставляемые содержанием этих программ, базирующихся на различных подходах к пониманию ребенком эмоции, и ограничения, определяемые такими подходами. Также были выделены особенности темы понимания эмоций, позволяющие при проектировании программ углубить их содержание.
Изучение социальных представлений о дружбе: межпоколенческий аспект
В данном исследовании проведен качественный анализ понятия «дружба» в представлении респондентов в возрастном диапазоне от 6 до 64 лет. Целью исследования является изучение возрастных особенностей в представлениях о дружбе. В основу определения и выбора возрастных групп респондентов для исследования была положена наиболее распространенная классификация Э. Эриксона; исследование опирается на изучение ассоциативных рядов в следующих возрастных группах: школьный возраст (6-12 лет), подростковый и юношеский возраст (13-19 лет), ранняя зрелость (20-25 лет) и средняя зрелость (26-64). Выборка составила 259 человек. Методом сбора данных выступил свободный ассоциативный эксперимент, результаты были обработаны с помощью методики прототипического анализа, предложенной П. Вержесом. Для изучения факторов формирования и развития представлений использовался качественный анализ эссе «Как сформировалось мое представление о дружбе?». Для школьного возраста (6-12 лет) применялся метод неструктурированного интервью. Полученные результаты исследования по изучению социальных представлений о дружбе в разном возрасте подтвердили предположения о том, что представления зависимы от социального и жизненного опыта человека, хотя ядро представлений относительно стабильно на протяжении всей жизни. Остается открытым вопрос зависимости представлений о дружбе от внешних социализирующих факторов, социальных и культурных факторов меняющегося мира. Кроме того, можно сделать вывод о неоднозначности семантического аспекта среди респондентов разного возраста, разной культуры и образования. Вопрос об актуализации данной проблемы для родителей, о степени важности данного вопроса в семейном воспитании не являлся предметом отельного психолого-педагогического научного исследования. Представляется релевантным провести дальнейшие исследования этой темы в контексте семейных ценностей и подходов к воспитанию.
Образовательный видеоблогинг: поиски смыслов и концептуализация понятий
Актуальность исследования образовательного видеоблогинга определяется стремительным распространением технологий онлайн-обучения. Видеоблоги встраиваются в онлайн-курсы или являются самостоятельным образовательным продуктом в виде канала учителя, снимающего видео по своему предмету, помогают в самообучении, построении индивидуальных образовательных маршрутов.
Целью работы является изучение концептуальных основ и смыслов в предметном поле образовательного видеоблогинга. Задачи исследования предполагают определение преимуществ и ограничений использования видеоблогов на основе анализа англоязычных публикаций. Поисковые запросы в ведущих базах данных позволили сформировать массив публикаций. Знакомство с содержанием статей и/или их аннотаций наполняло смыслами три подхода к интерпретациям: видеоблогинг как образовательная технология, как средство коммуникации и как способ продвижения имиджа учителя. К результатам можно отнести: а) выделение дополнительного смысла образовательного блогинга как инструмента рефлексии обучающихся и учителей, б) акцент на профессиональной идентичности учителей, ведущих блоги. Образовательный блогинг выходит за рамки формального образования как содержательно, так и по форме подачи материала. Эксперименты в данной области открывают возможности для когнитивного развития обучающихся, для реализации информационной и коммуникативной задач, а также для мотивации учащихся.
Разные типы образовательных видеоблогов рассматриваются как инструменты организации обучения и самообучения. Видеоблоги как средство самопрезентации трансформируются в инструмент саморефлексии педагога и обучающегося. Видеоблогинг как способ продвижения имиджа педагога преобразуется в направлении развития профессионального сообщества, формирования цифровой грамотности и цифровой идентичности.
Дети мигрантов в российской школе: установки и практики учителей
В условиях отсутствия адаптационных программ ключевая роль во включении детей мигрантов в образовательную среду отводится школьному учителю. Установки и образовательные стратегии педагога являются важными компетенциями для работы с несовершеннолетними иностранными учащимися в школе. Данная проблема недостаточно освещена в российском контексте и требует специального научного анализа. В статье представлены результаты качественного исследования, цель которого состоит в том, чтобы выявить и охарактеризовать установки и практики учителей в работе с детьми мигрантов, а также оценить наличие взаимосвязи между ними. Эмпирические данные собраны методом полуструктурированного интервью и категоризированы с использованием дедуктивного и индуктивного контент-анализа. Респондентами стали учителя школ Республики Татарстан, имеющие опыт работы с иностранными учащимися. В результате эксперимента выделены три вида образовательных практик: языковая и академическая поддержка, создание доброжелательной среды в классе. В высказываниях учителей были зафиксированы установки к учащимся-мигрантам. В большинстве случаев позитивные установки ведут к высоким ожиданиям в отношении учебных достижений приезжих учеников. Кроме того, выявилась концептуальная ориентация установок учителей, которая преимущественно отражает плюралистический подход к этнокультурному многообразию в классе. Мы пришли к заключению, что позитивное отношение, высокие академические ожидания и направленность установок на плюрализм благоприятно влияют на практики работы учителей с детьми мигрантов, что содействует их успешной адаптации в школе. Результаты исследования будут использованы в сетевой программе повышения квалификации для педвузов и вузов, реализующих программы педагогического образования, в связи с введением учебных модулей по адаптации несовершеннолетних иностранных граждан и детей с миграционной историей.
Личностные факторы, способствующие формированию идентичности у лиц из дисфункциональных семей
Чувство собственной идентичности является главным фактором гармоничного развития личности. Идентичность человека формируется в процессе социального развития личности и во многом обусловлена объектными отношениями, которые складываются в семье. В повседневной клинической практике психологи все чаще сталкиваются с пограничной структурой личности у клиентов. Пограничная личностная организации тесно связана с проблемой силы Эго и идентичностью. Проблема идентичности имеет высокую степень проработки, но вопрос о связи семейного благополучия с идентичностью зрелого человека разработан слабо. В частности, не раскрывается проблема становления идентичности у лиц из неблагополучных (дисфункциональных) семей. Исходя из этого, была определена цель исследования: выявить факторы, способствующие формированию идентичности у лиц из дисфункциональных семей. В статье представлены результаты эмпирического исследования, позволившего установить, что лица из дисфункциональных семей обладают несформированной идентичностью. Результаты корреляционного анализа выявили личностные факторы, развитие которых позволит психологам целенаправленно воздействовать на формирование идентичности.