В статье описаны результаты оценки эффективности центров дополнительного образования
с точки зрения субъективного благополучия воспитанников. Актуальность исследования
вызвана тем, что сам термин «дополнительное образование» до настоящего времени явля-
ется дискуссионным: нет единых подходов к определению понятия, не разработаны и не
обоснованы проверяемые критерии оценки эффективности деятельности образовательных
учреждений – Детских центров. В связи с этим на теоретическом уровне авторами выделены
специфические подходы, описывающие содержательные индикаторы критериев оценки эф-
фективности образовательной среды, где в качестве главного индикатора выступает субъек-
тивное благополучие воспитанников.
В рамках данного исследования на примере Всероссийского детского центра «Океан» (далее
ВДЦ «Океан») авторы статьи теоретически и эмпирически исследуют понятие «субъектив-
ное благополучие», разрабатывают и апробируют авторскую модифицированную комплекс-
ную методику оценки удовлетворенности воспитанников различными сферами жизни ВДЦ
«Океан». Все предложенные показатели субъективного благополучия воспитанников отра-
жают переживание ребенка в конкретной ситуации, т. е. целостное переживание внутреннего
дискомфорта или комфорта «здесь и сейчас». Приводится сравнительный анализ субъектив-
ного благополучия воспитанников двух дружин – «Парус» (программа «Город будущего»)
и «Бригантина» (программа «Моя Федерация»), что позволяет продемонстрировать возмож-
ности данного инструментария «улавливать» переживания детей в конкретных условиях
и сравнивать их, выявляя проблемные зоны.
Значимость данной работы заключается в исследовании эффективности образовательной
и воспитательной деятельности Детского центра и анализе ее результатов на основе выде-
ленных критериев оценки, а именно: когнитивного компонента субъективного благополу-
чия – удовлетворенности детей разными сферами жизни, степени реализации потребностей
воспитанников во время лагерной профильной смены; и эмоционального компонента субъ-
ективного благополучия – преобладающих эмоциональных переживаний, настроений детей.
Результаты исследования показали, что в целом воспитанники в ВДЦ «Океан» удовлетворе-
ны организацией воспитательно-образовательного процесса. Вместе с тем педагогическому
коллективу необходимо акцентировать внимание на взаимоотношениях детей в отряде, уси-
лить работу, направленную на осознание детьми возможностей их самореализации. Полу-
ченные результаты позволили выделить сильные и слабые стороны деятельности данного
учреждения и разработать рекомендации, которые помогут совершенствовать работу других
Детских центров.
Количество Объем : 17
Развитие цифровых компетенций и цифровой грамотности в XXI веке: обзор исследований
Проблема развития цифровых компетенций и цифровой грамотности в XXI веке является
одной из самых актуальных в теории и практике современного образования. Актуальность
вопроса подтверждается высокой востребованностью на рынке труда специалистов, владею-
щих цифровыми компетенциями. В статье систематизирована информация и представлены
тенденции публикационной активности авторов в области цифровой деятельности. Акцент
сделан на углубленное изучение тематики в сфере высшего образования. Обзорно-аналитиче-
ская работа проведена по данным научных баз Web of Science, Google Scholar, RSCI (eLibrary).
Основу анализа составили 120 наиболее цитируемых публикаций за период с 2000 по 2020
годы, в статье представлен итоговый обзор по 55 из них. В работе содержится авторское визу-
ально-графическое представление результатов. В частности, применяемые в научном обихо-
де понятия, связанные с цифровой деятельностью, представлены в виде пирамиды: от базо-
вого понятия «цифровые навыки» до наиболее широкого понятия «цифровая грамотность».
«Облако слов» отражает наиболее часто употребляемые в научных трудах слова о деятельнос-
ти человека в цифровой сфере. Автором представлена графическая визуализация факторов,
влияющих на формирование и развитие цифровой грамотности и цифровых компетенций
студентов университета. Полученные результаты могут быть интересны исследователям,
преподавателям, руководству университетов при реализации образовательных программ.
Инструментарий оценки универсальных компетенций (soft skills) у студентов педагогического вуза
В условиях стремительного развития науки и технологий и, как следствие, в связи с быстрой
девальвацией знаний вуз должен не только давать студентам предметные, узкопрофессио-
нальные знания и умения, но и формировать у них универсальные компетенции (мягкие/
гибкие навыки, soft skills), к которым относят способность к самообучению и саморазвитию,
к коммуникации и кооперации, креативность, критическое мышление и другие. Именно это
становится сегодня и будет в дальнейшем решающим условием личностной и профессио-
нальной успешности молодого специалиста, востребованного работодателем.
Ввиду отсутствия в настоящее время унифицированных и валидизированных методик ди-
агностики универсальных компетенций, а также в силу существующей неопределенности
и несогласованности позиций ученых и практиков относительно базового набора мягких на-
выков, необходимых молодому специалисту на старте его профессиональной карьеры, в выс-
шей школе возникают трудности в организации образовательного процесса, направленного
на формирование как предметных (hard skills), так и мягких (soft skills) навыков.
Цель исследования состояла в разработке и апробации инструментария для оценки и мони-
торинга уровня сформированности универсальных компетенций у студентов педагогическо-
го вуза.
Предложенный инструментарий был апробирован в Институте естествознания и спортив-
ных технологий Московского городского педагогического университета и выявил сильные
и слабые стороны образовательного процесса, выступив в роли средства, позволяющего вы-
брать более эффективную стратегию обучения.
Предлагаемый подход является универсальным и может быть использован для обучения по
разным направлениям.
Диагностика педагогического мышления студентов – будущих педагогов на основе компетентностного подхода
В дидактике высшей школы недостаточно исследованным остается вопрос о формировании
профессионального мышления студентов, ориентированных на педагогическую деятель-
ность, так называемого педагогического мышления. Вместе с тем, феномен педагогического
мышления, способы его формирования и диагностики могут дать четкие ориентиры для реа-
лизации механизмов индивидуализации и коррекции обучения, направленных на оптималь-
ное развитие профессиональных качеств личности будущего педагога.
Цель публикации – описание авторской методики диагностики уровня сформированности
педагогического мышления студентов − будущих педагогов дошкольных организаций, пред-
усматривающей использование метода групповых экспертных оценок.
Методология и методики исследования. Исследование выполнялось на базе компетентност-
ного подхода, позволяющего согласовать компетентностно-ориентированные цели профес-
сиональной подготовки будущих педагогов с уровнями формирования их педагогического
мышления. Для обоснования структуры, содержания и уровней формирования педагогиче-
ского мышления студентов использовался метод групповых экспертных оценок с привлече-
нием в качестве экспертов квалифицированных преподавателей вузов и действующих педа-
гогов дошкольных организаций.
Результаты. Определены базовая структура педагогического мышления и уровни его
формирования у студентов − будущих педагогов дошкольных организаций, позволяющие
аргументировать выбор средств обучения и адресной помощи обучающимся в рамках ин-
дивидуальных образовательных траекторий. Показана взаимосвязь и взаимозамисимость
компонентов педагогического мышления студентов − будущих педагогов дошкольных орга-
низаций со структурными компонентами профессионально-педагогической компетентности
выпускника бакалавриата.
Научная новизна. Предложена авторская методика диагностики уровня сформированности
педагогического мышления студентов – будущих педагогов дошкольных организаций, согла-
сованная с компетентностно-ориентированными целями их профессиональной подготовки,
определенными федеральным государственным образовательным стандартом высшего об-
разования и Профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)».
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть полезны администрации и
преподавателям вузов при проектировании индивидуальных образовательных траекторий
студентов бакалавриата – будущих педагогов дошкольных организаций, также аспирантам,
изучающим проблемы современного дошкольного образования.