Настоящая публикация посвящена анализу трансформации программ, направленных на
обучение взрослого населения, в условиях социального дистанцирования и перехода на
дистанционный формат обучения в связи с распространением коронавирусной инфекции
в Российской Федерации. Источником сбора данных послужили платформы-интеграторы,
предоставляющие программы непрерывного образования (Coursera, Timepad, Edumarket).
Изменение предложения программ исследуется на основе контента-анализа образователь-
ных мероприятий, предлагаемых в 2019 году и в 2020 году.
Спрос на образовательные курсы среди взрослого населения в первой половине 2020 года
по сравнению с прошлым годом вырос в 2,5 раза в связи с распространением коронавирус-
ной инфекции в Российской Федерации, однако только 19% новых слушателей готовы про-
должить обучение после снятия карантинных мер. Выявлено, что основная масса программ
в условиях социального дистанцирования концентрируется в сфере приобретения надпро-
фессиональных навыков. Основное увеличение произошло за счёт распространения курсов
по развитию стрессоустойчивости, лидерства, продуктивности, открытию собственного дела,
хобби и изобразительного искусства, изучению иностранных языков, поддержки детско-ро-
дительских отношений. В то же время доля предлагаемых программ, направленных на обнов-
ление навыков в профессиях, предусматривающих социальные коммуникации, подверглась
значительному снижению. При этом произошло увеличение доли образовательных меропри-
ятий и курсов в IT-сфере (развитие блога / сайта, машинное обучение, программирование),
медицине (обеспечение собственной безопасности в условиях коронавирусной инфекции,
профилактика COVID-19 и т.д.).
Представленный материал будет интересен руководителям и специалистам подразделений
дополнительного профессионального образования вузов, профессиональных образователь-
ных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, службам
занятости, а также взрослым гражданам, занимающимся самообразованием и наращиванием
собственных компетенций.
Количество Объем : 17
Классификация наук и систематизация знаний для проектирования контента общего и профессионального интегративного образования
В статье обозначена необходимость новой классификации научного знания с целью рефор-
мации образовательной доктрины в современном российском обществе. Данная позиция об-
условлена рядом причин. Во-первых, возрастающим в геометрической прогрессии объемом
информации, что приводит к эффекту «запаздывания» образовательных программ по отно-
шению к научным достижениям; к эффекту «избыточности» знаний, которые невозможно
представить и освоить за период обучения. Во-вторых, постнеклассическая стадия науки ха-
рактеризуется междисциплинарностью любого знания и концентрацией на его объекте, что
делает его представление в рамках классической научной дифференциации ограниченным
и ведущим к утрате целостного представления о мире, а это оказывается непродуктивным
в контексте познавательной деятельности современного человека. В-третьих, современное
образование хотя и перестраивалось в практикоориентированное и служащее адаптации об-
учающегося к жизни, но, основанное на формальных методических дополнениях, сущностно
не изменилось. В статье анализируются предшествующие классификации наук и выдвигается
концептуально новая модель систематизации знаний с учетом образовательных потребно-
стей социума.
Предложенная модель классификации наук и систематизации знаний базируется на антроп-
ном принципе, что предполагает дифференциацию наук по изучаемым ими свойствам ма-
терии и процессам познания, а интеграцию знаний – по объектам взаимодействия челове-
ка в процессах жизнедеятельности. Предполагается, что на этой основе будут разработаны
новые образовательные программы, построенные в логике интегративного образования,
определены константные учебные дисциплины для общего и профессионального образова-
ния и порядок их изучения, предусмотрена возможность постоянной модернизации знания
без увеличения количества учебных дисциплин. Представленная модель классификации наук
и систематизации знаний будет более эффективной для решения актуальных задач современ-
ного образования.
Текст как цель и результат в обучении родному языку на этапе начального общего образования (сравнительный анализ Россия – Болгария)
Текстовые умения на сегодняшний день квалифицируются как универсальные, ведущие,
интеллектуальные. Умение работать с текстом включается в понятие функциональной гра-
мотности. В данной статье дан сравнительный анализ государственных образовательных
стандартов и учебных программ по болгарскому языку и литературе и по русскому языку
и литературе на этапе начального общего образования, используемых в школьном обуче-
нии Болгарии и России, с точки зрения их ориентации на формирование текстовых уме-
ний у младших школьников. Исследовано, как сформированы текстовые умения у младших
школьников из Болгарии и России. В исследовании применялся комплекс методов: теоре-
тический анализ, констатирующий эксперимент, качественный и количественный анализ
результатов эксперимента. В эксперименте приняли участие 102 младших школьника из Бол-
гарии и России. Результаты исследования могут быть интересны учёным в области обучения
родному языку и литературе, учителям-практикам.
Личностно-профессиональные особенности руководителей социальной сферы с различным отношением к пандемии и её последствиям
В статье представлены результаты изучения отношения руководителей к пандемии
COVID-19, приводится обзор мнений о её последствиях и о возможном влиянии на даль-
нейшее социально-экономическое развитие страны. Актуальность исследования обуслов-
лена необходимостью изучения и оценки эффективности управленческих стилей в ситу-
ации неопределённости и кризиса. Настоящий анализ важен для научно обоснованного
методического внедрения новых подходов и принципов подбора, расстановки и профес-
сионального развития кадров государственной гражданской службы в ответ на возможные
вызовы. Исследование проводилось с участием 661 руководителя, в том числе 383 предста-
вителей социальной сферы. Анализ результатов, который осуществлялся с применением
опросника оценки управленческого потенциала (ОУП, версия 5.0, Sinyagin, 2018) и спе-
циально разработанной анкеты, позволил провести дифференциацию участников опроса
по двум основаниям: отношение к пандемии либо как к мобилизующему вызову, либо как
к серьёзной, не всегда преодолимой трудности в реальной управленческой деятельности.
Доказательно показано, что установки руководителей по поводу перспектив развития стра-
ны по окончании пандемии, условно обозначенные как «оптимизм – пессимизм», влияют
на стратегии управления и ведут к качественно разным результатам деятельности. Выяв-
лено, что готовность к обучению и социальная мобильность выступают ключевой харак-
теристикой, связанной с оптимистичностью восприятия будущего; интернальность, сила
личности, выраженность стратегической жизненной идеи и управленческий опыт в наи-
большей степени связаны с повышением активности в преодолении сложившейся ситуа-
ции. Важный вывод заключается в том, что формирование и развитие именно этих качеств
выступает одной из задач личностно-профессионального развития руководителей в совре-
менном мире неопределённостей.
Проектирование новых образовательных программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»
Увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в различ-
ных институциональных условиях, определяет необходимость анализа образовательных про-
грамм подготовки учителей-дефектологов с позиции их актуальности и востребованности.
Традиционные профили, составляющие основу отечественной системы профессионального
образования в области специальной психологии и коррекционной педагогики (логопедия,
олигофренопедагогика, сурдопедагогика и другие), не могут в полной мере удовлетворить
запросы общества в обеспечении психолого-педагогического сопровождения всех категорий
обучающихся с нарушениями психического и физического здоровья.
В процессе изучения образовательных программ по направлению «Специальное (дефектоло-
гическое) образование» уровня бакалавриата и магистратуры, представленных в организаци-
ях высшего образования, находящихся в подчинении Министерства просвещения Россий-
ской Федерации, авторами выделены общие тенденции подготовки учителей-дефектологов;
выявлены категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, образование и психо-
лого-педагогическое сопровождение которых не обеспечено профессиональными кадрами;
определены факторы, влияющие на появление новых образовательных программ, их обо-
снованность, значение для развития системы коррекционно-педагогической помощи лицам
с особыми образовательными потребностями.
Новый формат педагогического краеведения в профессиональном росте учителя будущего: от осмысления к трансляции
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена возросшими требованиями государст-
ва и общества к профессиональному развитию педагога. Цель статьи – обосновать новый
формат педагогического краеведения как стратегического ресурса профессионального роста
учителя будущего. В статье представлен сопоставительный анализ научных подходов к поня-
тию «педагогическое краеведение» в российской и зарубежной исследовательской практике.
Уточнена дефиниция «педагогическое краеведение». На основе обобщения и генерализации
источников, уточнения и интерпретации формулировок предложен новый подход к осмы-
слению педагогического краеведения как основы профессиональной готовности учителя бу-
дущего управлять собственной карьерой, определять траекторию своего профессионально-
го и культурного роста. Проведена экспликация культурного наследия Оренбургского края
с целью его возрождения в современной школе с использованием цифровизации. Выявле-
ны региональные аспекты профессионального роста учителя будущего. Дана аналитическая
оценка влияния педагогического краеведения на становление стиля учителя нового поколе-
ния и обогащение историко-педагогического наследия. Представлена оценка стратегических
ресурсов педагогического краеведения, которые способны сделать более эффективной дея-
тельность учителя по освоению традиций и исторического опыта региона и осмыслению сов-
ременных проблем его развития. Представлены результаты онлайн-анкетирования 235 учи-
телей с помощью приложения Google Forms.
Образование и Саморазвитие Том 17 Выпуск 1 Март 2022
Содержание
Ник Рашби
От редактора: Современные источники литературы 8
Элина Б. Хоботова, Марина И. Игнатенко, Инна В. Грайворонская, Юлия С. Калюжная
Компетентностный подход при обучении экологов на примере изучения дисциплины «Радиоэкология» 10
Галина И. Симонова, Анастасия О. Лучинина
Изучение образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью 28
Муса Нуши, Амирпуйя Даяни
Изучение коллигаций и коллокаций с помощью Instagram на примере учащихся английского языка как иностранного 44
Шахьяд Мохаммадния Афрузи, Мехди Ваез-Далили, Бахрам Хадиан
Влияние письменной корректирующей обратной связи и исправлений на использование грамматических структур учащимися EFL 62
Бранка Радулович, Мая Стоянович, Миланка Джинович, Оливер Зьяков
Мнение студентов об образовании одаренных детей и профессии учителя 80
Микела Фреддано, Валерия Пандольфини
Подготовка учителей к грамотной работе с данными для оценки и улучшения работы школы: опыт повышения квалификации учителей в Италии 89
Нежка Сайинчич, Анна Сандак, Андреа Истенич
Отношение словенских учителей к геймификации 99
Алексей М. Поляков
Применение символов как средства осознания субъектной реальности младшими школьниками и подростками с задержкой психического развития 110
Оксана О. Горшкова
Реализация образовательных программ инженерного вуза в практико-модульном формате с участием работодателей 120
Надежда В. Сиврикова, Елена В. Моисеева, Надежда А. Соколова, Татьяна Г. Пташко, Елена Г. Черникова, Наталья П. Артемьева
Анализ номинальных данных педагогического эксперимента (на примере формирования конфликтологической компетенции) 136
Александр А. Литвинюк, Светлана А. Леднева, Екатерина В. Кузуб
Целевые признаки креативных молодых специалистов для работы в сфере науки и высшего образования 153
Елена В. Борзова, Мария А. Шеманаева
Полифункциональный характер современного иноязычного образования: цели, содержание и технологии 164
Анна В. Бакина, Снежана М. Ситяева, Ольга А. Орлова, Валерия И. Амбросова, Елена Н. Каткова, Александр А. Шумейко, Андрей А. Базилевский
Субъективное благополучие воспитанников как критерий оценки эффективности Детских центров (на примере ВДЦ «Океан») 179
Анастасия В. Пеша
Развитие цифровых компетенций и цифровой грамотности в XXI веке: обзор исследований 201
Мария А. Ступницкая, Светлана И. Алексеева, Анна Н. Налобина
Инструментарий оценки универсальных компетенций (soft skills) у студентов педагогического вуза 221
Вероника Б. Веретенникова, Ольга Ф. Шихова, Юрий А. Шихов, Агзам А. Валеев
Диагностика педагогического мышления студентов – будущих педагогов на основе компетентностного подхода 233
От редактора: Современные источники литературы
Я являюсь не только редактором журнала «Образование и саморазвитие», но
и рецензентом в других научных изданиях. При этом я никогда не жалуюсь на рабо-
ту, связанную с рецензированием, поскольку этот опыт позволяет мне видеть, как
исследователи представляют свою работу задолго до того, как их рукописи доходят
до этапа публикации. А ещё у меня появляется возможность пересматривать поли-
тику журнала «Образование и саморазвитие» в вопросе рецензирования, чтобы она
соответствовала стандартам других журналов.
Это предисловие было написано после дискуссии между авторами и рецензен-
тами статьи, отправленной в один из журналов. Обсуждался вопрос актуальности
библиографического списка. Этот случай напомнил мне о нескольких ситуациях,
произошедших не так давно, когда рукописи, отправленные в журнал «Образо-
вание и саморазвитие», подверглись критике со стороны рецензентов. Причиной
критических замечаний стали «старые» источники, которые были опубликованы
более 10 лет назад. Просмотреть список литературы и определить, какие работы
были опубликованы более 10 лет назад, не составляет труда. Но разве солидный
возраст источника должен автоматически снижать его ценность? В отличие от фи-
зики частиц высоких энергий, область педагогики и психологии развивается до-
вольно медленно.
Компетентностный подход при обучении экологов на примере изучения дисциплины «Радиоэкология»
Целью исследования является разработка нового методологического подхода и создание ме-
тодического комплекса по дисциплине «Радиоэкология», обеспечивающих дифференциацию
и практико-ориентированность обучения, возможность дистанционного обучения, самосто-
ятельной подготовки и повышения квалификации, формирование междисциплинарных
связей. Методы исследования: теоретический и методологический анализ научной и учебно-
методической литературы; логико-семантическое моделирование содержания образования
по дисциплине, проектирование, теоретический анализ и синтез. Решены следующие задачи:
разработан новый учебный план по дисциплине «Радиоэкология», в соответствии с которым
создан и внедрен теоретический курс дисциплины; разработана практическая часть дисци-
плины, дифференцированная по уровням сложности и направленная на решение конкрет-
ных ситуационных задач; предлагается творческая составляющая практической части в виде
индивидуальных заданий, при выполнении которых необходимо разрешить конкретную
производственную проблемную ситуацию; разработан лабораторный практикум с освоением
современных научных методов; создан учебник «Радиоэкология» и электронная версия ме-
тодического обеспечения дисциплины, облегчающие самостоятельное обучение бакалавров
и делающие возможным дистанционное обучение.
Изучение образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью
Наличие ограничений по здоровью обучающихся, имеющаяся инвалидность влияют на
структуру и содержание их образовательных потребностей. В некоторых случаях таким об-
учающимся может потребоваться особая консультативная помощь в профориентации, по-
мощь в социально-психологическом сопровождении в процессе получения образования.
Целью настоящего исследования явились анализ образовательных потребностей абитури-
ентов с инвалидностью и разработка рекомендаций по расширению доступности высшего
образования для данной категории молодежи. Исследование проводилось в рамках Государ-
ственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации.
Мы провели мониторинг образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью
с использованием опросного метода в форме интернет-анкетирования.
В статье представлены результаты мониторинга образовательных потребностей 170 выпуск-
ников российских школ с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья из
16 общеобразовательных организаций, в которых проходили обучение учащиеся 11-х клас-
сов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и которые изъявили жела-
ние принять участие в мониторинге. Исследование проводилось на закрепленной в рамках
государственного задания территории, включающей 7 субъектов Российской Федерации:
Республик Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Удмуртской и Чувашской республик, Орен-
бургской и Кировской областей.
На основе анализа результатов мониторинга разработаны рекомендации для региональных и
муниципальных органов власти и подведомственных им образовательных организаций. Ре-
комендации направлены на позиционирование способов повышения доступности и качества
высшего образования для лиц с инвалидностью, их дальнейшего трудоустройства и карьер-
ного роста.
Изучение коллигаций и коллокаций с помощью Instagram на примере учащихся английского языка как иностранного
Популярная социальная сеть Instagram позволяет делиться фотографиями и видео с другими
пользователями. Настоящая работа посвящено использованию Instagram для усвоения кол-
локаций и коллигаций студентами Ирана, изучающими английский язык как иностранный.
В исследовании приняли участие 15 студентов, отобранных на основе теста на знание языка.
Те коллокации и коллигации, на которые было получено неверных ответов от 50 и выше
процентов, использовались в дальнейшей работе. Авторы подготовили девять видеороликов,
содержавших 41 коллокацию и коллигацию, после чего на протяжении пяти недель публико-
вали их в сети Instagram. Участникам предлагалось посмотреть видео и выполнить сопутст-
вующие упражнения, размещенные под постом, используя раздел комментариев в Instagram.
После работы со всеми видеороликами было проведено повторное тестирование. Его резуль-
таты показали значительный рост средних баллов по сравнению с оценками, полученными
на предварительном тестировании, что указывает на эффективность предлагаемой методики.
Кроме того, с 10 участниками были проведены полуструктурированные интервью с целью
определить их отношение к изучению языка посредством Instagram. Оценка учащихся была
положительной. Таким образом, результаты исследования продемонстрировали, что обуче-
ние с помощью Instagram, при правильной реализации и методической разработке, может
сделать изучение второго языка более эффективным.
Влияние письменной корректирующей обратной связи и исправлений на использование грамматических структур учащимися EFL
Исследование посвящено тому, каково влияние письменной корректирующей обратной свя-
зи на использование грамматических структур иранскими учащимися, владеющими англий-
ским языком на среднем уровне. Из 260 человек по результатам теста Oxford Quick Placement
Test отобраны 180 участников, которые распределены в шесть групп по 30 человек. В группах
была внедрена обратная связь одного из трех типов: прямая (DCF), косвенная (ICF) и ме-
талингвистическая (MCF), – а также через ответы с исправлениями и без. Работа проводи-
лась в ходе изучения студентами тем, посвященных грамматическим временам – настоящему
и прошедшему совершенному. На этапе предварительного тестирования участники написа-
ли сочинение, позволяющее судить об уровне их знаний по изучаемой теме. После внедре-
ния предлагаемой технологии был проведен пост-тест. Результаты пост-теста показали, что
у студентов всех экспериментальных групп увеличилось количество правильных ответов.
Учащиеся в группе «DCF с исправлениями» показали самый лучший результат. Оценки сту-
дентов, где ошибки исправлялись («DCF / ICF / MCF с исправлениями») были выше, чем
в группах, где ошибки не исправлялись. Оценки учащихся группы «MCF с исправлениями
и без» показали наибольшую динамику между пре- и пост-тестом. Проведенное исследование
позволило сделать вывод об эффективности разных типов обратной связи при изучении ино-
странного языка, в частности при изучении грамматических времен. Полученные результаты
свидетельствуют о значимости письменной корректирующей обратной связи для улучшения
письменных навыков студентов, изучающих английский язык как иностранный.
Мнение студентов об образовании одаренных детей и профессии учителя
Одаренные дети имеют особые познавательные и социальные потребности, и их образование
требует больших усилий со стороны учителей. Поскольку между убеждениями и поведением
существует прямая зависимость, необходимо исследовать взгляды учителей, чтобы гаранти-
ровать одаренным учащимся получение образования, соответствующего их потребностям.
В настоящей статье изучается отношение студентов-будущих педагогов к работе с одарен-
ными детьми, для того чтобы предотвратить возможные проблемы в деятельности молодых
специалистов, направленной на учащихся с особыми потребностями. В исследовании при-
няли участие 83 студента педагогического факультета Белградского университета. Для сбо-
ра данных был использован опросник Ганье и Надо «Отношение к одаренным детям и их
образованию» и опросник «Удовлетворенность работой учителя». Результаты показали, что
студенты положительно относятся к образованию одаренных детей в Сербии. Теоретические
концепции, связанные с обучением одаренных учащихся, будут включены в их преподава-
тельскую практику. Студенты с пониманием относятся к студентам с ограниченными воз-
можностями и осознают необходимость для них специальных образовательных программ.
Авторы приходят к выводу, что студенты довольны социальным положением и возможно-
стями, которые предлагает им профессия учителя, но не довольны экономическим развитием
общества. Полученные результаты свидетельствует о положительной тенденции в развитии
образования одаренных детей в Сербии.
Подготовка учителей к грамотной работе с данными для оценки и улучшения работы школы: опыт повышения квалификации учителей в Италии
В статье представлен опыт повышения квалификации итальянских учителей, работающих
в начальных и средних школах региона Лигурия, на севере Италии. Курс направлен на об-
учение анализу данных, полученных в результате проведения стандартизированных тестов
Итальянского национального института оценки системы образования (INVALSI), а также
их интерпретации и использованию с целью повышения успеваемости учащихся по чтению,
математике и английскому языку на разных уровнях обучения. Статья включается в дис-
куссию о грамотной работе учителей с данными, поскольку описывает опыт и анализирует
предварительные результаты двух онлайн-опросов учителей, принимавших участие в курсах
повышения квалификации (опросник заполнили 452 учителя, то есть 67,1 % от общего числа
участников курса, и, соответственно, 413 из 515). Первый опрос был проведен в начале кур-
са, с целью изучения предшествующего опыта учителей в области оценки, их ожиданий от
курса и самоанализа эффективности оценочных и образовательных стратегий. Второй опрос,
посвященный удовлетворенности курсом, был проведен в конце обучения, в нем приняли
участие учителя, которые посещали онлайн-лаборатории. В статье обсуждаются различия
между результатами, полученными от учителей начальной и средней школы, а также уровень
их удовлетворенности курсом. Статья подчеркивает важность грамотной работы с данными,
как необходимого качества педагогической подготовки, и поддерживает инициативы по по-
вышению квалификации учителей, выдвигаемые местными органами власти.
Отношение словенских учителей к геймификации
Исследований, изучающих отношение учителей к геймификации, проводится мало, хотя дан-
ный аспект играет важную роль в реализации новых педагогических подходов. Цель настоя-
щего исследования – узнать, знакомы ли словенские педагоги с геймификацией, есть ли у них
опыт ее использования и каково их отношение к этому приему. Перед авторами также стояла
задача создать инструмент для изучения аффективных, поведенческих и когнитивных ком-
понентов отношения учителей к геймификации. В опросе приняли участие 103 словенских
педагога. Результаты показали, что учителя плохо разбираются в геймификации и с трудом
отличают её от игрового обучения, при этом более 60 % респондентов хоть раз задействовали
принципы геймификации в работе. Отношение учителей к геймификации в целом положи-
тельное: они готовы применять эту технологию для разнообразия учебного контента и повы-
шения мотивации учеников. Но у преподавателей есть опасение, что приемы геймификации
трудно реализовать и это создает дополнительную нагрузку на них. Результаты исследования
выявили: словенские педагоги не знакомы с геймификацией и не обладают необходимыми
компетенциями, но они позитивно относятся к использованию этого инновационного мето-
да для повышения мотивации учащихся.
Применение символов как средства осознания субъектной реальности младшими школьниками и подростками с задержкой психического развития
Способность к осознанию субъектной реальности связывается с продуктивностью постро-
ения субъект-субъектных отношений и сотрудничества с другими людьми. У школьников
с задержкой психического развития (ЗПР) отмечается множество трудностей в коммуника-
ции и взаимодействии с другими людьми. «Психологическим орудием» осознания субъект-
ной реальности выступает символ. Символ понимается как культурная форма презентации
субъектной реальности, опосредствующая отношения и взаимодействие двух или более субъ-
ектов. Цель исследования – определить и экспериментально проверить специфику использо-
вания символов для осознания субъектной реальности младшими школьниками и подрост-
ками с ЗПР. Исследование базируется на методологии культурно-исторической психологии.
Оригинальная экспериментальная методика изучения осознания символически представ-
ленной субъектной реальности основана на выявлении доминирующих установок к осозна-
нию символической реальности, а также преобладающих способов интерпретации и оценки
субъектной реальности у испытуемых. В исследовании приняли участие 80 учащихся средних
школ 9‑12 и 14‑16 лет: 40 – с нормотипическим развитием и 40 – с ЗПР. У школьников с ЗПР
обеих возрастных групп выявлены трудности осознания субъектной реальности и преобла-
дание устойчиво объектного типа отношения к символам и другим людям (значимые разли-
чия по U-критерию Манна-Уитни с контрольной группой у испытуемых обоих возрастов).
Данная характеристика рассматривается как препятствие в построении детьми и подростка-
ми субъект-субъектных отношений и сотрудничества с другими людьми. Она может служить
целью психологической коррекции.
Реализация образовательных программ инженерного вуза в практико-модульном формате с участием работодателей
Актуальность исследования обусловлена тем, что субъекты образовательного процесса
в инженерных вузах в настоящее время сталкиваются с проблемой качества подготовки
выпускников. Данная работа посвящена системе партнерства с базовыми предприятиями,
интеграции в производственной и научной сфере в процессе реализации основных профес-
сиональных образовательных программ в практико-модульном формате. Эмпирические ме-
тоды позволили определить уровень подготовки выпускников инженерного вуза. Педагоги-
ческий эксперимент был направлен на оценку эффективности реализации образовательных
программ в практико-модульном формате с участием работодателей посредством выявления
динамики в подготовке выпускников инженерного вуза. В статье обоснована необходимость
реализации практико-модульного обучения (ПМО), обозначены предпосылки его внедрения
в инженерном вузе, выделены задачи, решаемые в результате партнерства вуза с предприяти-
ями с учетом интересов всех задействованных субъектов, выделены этапы и описана техно-
логия реализации образовательных программ в практико-модульном формате, рассмотрено
формирование модулей в рамках реализации ПМО по направлению подготовки «Нефтегазо-
вое дело». Кроме того, раскрыты возможности электронной образовательной среды, проект-
ной деятельности студентов, всех видов практики в процессе реализации ПМО, обоснована
эффективность ПМО на основе результатов государственной итоговой аттестации, независи-
мой комплексной оценки подготовки выпускников работодателями. Представленные в ста-
тье материалы будут полезными для профессорско-преподавательского состава инженерных
вузов, специалистов в области педагогики, теории и методики профессионального образова-
ния, системы дополнительного образования.
Анализ номинальных данных педагогического эксперимента (на примере формирования конфликтологической компетенции)
В статье рассматривается проблема использования методов математической статистики
в педагогических исследованиях. Цель работы заключается в выявлении и описании возмож-
ностей применения методов анализа номинальных данных при обработке результатов педа-
гогических экспериментов. Авторы провели анализ частоты использования статистических
критериев в 100 публикациях в журналах, входящих в Web of Science и Российский индекс
научного цитирования. Критериями отбора публикаций выступали: 1) год выпуска; 2) рецен-
зирование рукописей; 3) наличие свободного доступа от издателя к публикации; 4) наличие
количественных данных о результатах испытаний до и после педагогического воздействия;
5) наличие выводов об эффективности педагогического воздействия. Было установлено,
что в 45 % публикаций не использовались методы математической статистики для провер-
ки научных гипотез. Из применяемых авторами методов математической статистики чаще
используются T-критерий Стьюдента и χ2 критерий Пирсона. На примере исследования, по-
священного формированию конфликтологической компетенции у будущих педагогов, пред-
ставлены возможности использования таких критериев, как: χ2 Пирсона, точный критерий
Фишера, критерий фи и критерий V Крамера, критерий D Сомерса.
Целевые признаки креативных молодых специалистов для работы в сфере науки и высшего образования
В статье рассматривается проблема омоложения кадрового состава научных организаций
и высших учебных заведений: критерии отбора талантливых молодых специалистов, спосо-
бы их мотивации к построению карьеры в сфере науки, высоких технологий и высшего об-
разования. Авторы дают развёрнутую характеристику целевых признаков, необходимых для
успешной работы в креативной среде. На основе оригинальных методик, построенных на ба-
зовых положениях теории мотивационного комплекса трудовой деятельности, и применения
диагностического теста MMPI они определяют эталонный вариант личностного и мотиваци-
онного профиля научного работника и сопоставляют его с реальными профилями студентов
и аспирантов, желающих или не желающих продолжить своё обучение в аспирантуре и впо-
следствии трудоустроиться в высшее учебное заведение или научную организацию. Путём
логического сопоставления эталонного и реальных профилей были сделаны парадоксальные
выводы, связанные с тем, что лица, предрасположенные к научной деятельности, не имеют
стремления к поступлению в аспирантуру, а лица, профессионально непригодные к научной
деятельности, наоборот, стремятся продолжить своё обучения в аспирантуре. Анализ причин
подобной ситуации позволил авторам сделать ряд предложений по совершенствованию сис-
темы профессионального отбора и мотивации талантливых молодых специалистов. В основ-
ном рекомендации связаны с разработкой диагностических тестов для профориентации
и использования института постдокторантуры. Реализация этих предложений, по мнению
авторов, будет реально способствовать омоложению и укреплению кадрового потенциала
высших учебных заведений и научных организаций в Российской Федерации.
Полифункциональный характер современного иноязычного образования: цели, содержание и технологии
Статья рассматривает феномен полифункциональности на примере образования в целом,
иноязычного образования как более специализированного явления и таких его составля-
ющих, как деятельность педагога, материалы и тексты, технологии и упражнения. В статье
обоснована необходимость разработки и применения особых образовательных средств
в соответствии с комплексными целями и ожидаемыми интегративными результатами
университетского иноязычного образования. К ним авторы относят полифункциональные
упражнения, обеспечивающие эффективное становление универсальных и предметных
компетенций. В статье описаны основные характеристики полифункциональных упражне-
ний и представлен комплекс условий для их проектирования на практических занятиях по
иностранному языку в вузе. Авторы приводят примеры полифункциональных упражнений,
используемых на занятиях по иностранному языку, и обосновывают потенциал их примене-
ния на занятиях по другим предметам.